«Поистине, эта ваша община [единобожников] – единая община [в религии Ислам, и вы все должны ей следовать]. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь Мне! И они [иудеи и христиане] впали в разногласия [разделились на секты]. Но все они к Нам вернутся [для суда и воздаяния]» (Аль-Анбия, 21:92-93).
Начиная от Адама (а.с.) и завершая последним пророком Мухаммадом (с.а.с.) все пророки и посланники призывали к одной религии, общее название которой − ислам. Об этом нам свидетельствует аят:
«Поистине, [единственная истинная] религия для Аллаха – это ислам...» (Ãли Имран, 3:19).
Основной целью всех пророков, ниспосланных Аллахом Всевышним, было доведение до сердец принципа единобожия, а затем его утверждение среди народа, в котором они жили, осознавая свое родство и единство с ним. В то время, как некоторые муфассиры, комментаторы Корана, объясняли, что слово «умма» в приведенном аяте означает «религия», другие же, исходя из того, что все божественные религии являются исламом, слово «умма» комментировали как «общество одной религии».
В суре «Аль-Анбия», куда входят и эти аяты, затронуты истории пророков, которые приходили в разное время и к разным народам для распространения религии Аллаха. Они заявляли о единственности Аллаха, о Его величии и об отсутствии равных Ему, и что Аллах является единственным богом, достойным поклонения.
Однако с течением времени люди входили в противоречия по поводу своей религии, выступали против направленных к ним посланников и отдалялись от единобожия.
Всевышний Господь указывает на Свое недовольство этим разделением, а затем в продолжении аята говорит: «Но все они вернутся к Нам».
Человечество берет свое начало от Аллаха и в конце тоже вернется к Нему. И поэтому оно должно сохранить веру в единственность Аллаха.
С одной стороны, принцип единобожия означает единственность Аллаха, а с другой стороны, требует единства, объединения всех уверовавших в Аллаха.
Всевышний Аллах объяснил мудрость сотворения людей в виде разных племен и народов тем, чтобы мы могли, общаясь, лучше узнавать друг друга. Он пояснил, что различия цвета кожи, языков и рас также являются аятами-знамениями, свидетельствующими о величии Аллаха. Вот как об этом говорится в Коране:
«О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный [человек] из вас перед Аллахом – более богобоязненный. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий» (Аль-Худжурат, 49:13).
Этот аят сообщает нам истину о сотворении людей от одного отца и одной матери, и что достоинство человека определяется его благочестием. На земле бесчисленное разнообразие людей в физическом, социальном, экономическом и культурном плане, и все человечество согласно Корану, должно быть едино в поклонении Аллаху. Не случайно наш Господь повелевает:
«О верующие! Войдите в ислам полностью [принимая все, что принес Пророк]...» (Аль-Бакара, 2:208).
Всевышний Аллах велел нашему Пророку (с.а.с.) обратиться к представителям других религий с таким призывом: «Скажи [о Мухаммад]: «О люди Писания! Давайте придем к единому мнению – мы и вы – и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем ничего придавать Ему в сотоварищи, и не будем брать друг друга господами помимо Аллаха». А если они откажутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что, поистине, мы – мусульмане» (Ãли Имран, 3:64).
Ислам, будучи религией единобожия, принял на себя функции объединяющего начала выдвинутыми им основными принципами. Он утвердил такой ключевой принцип, как «братство всех мусульман», способный собрать воедино всех последователей ислама. В Коране имеются такие указания: «Поистине, верующие – братья. Так мирите же братьев и бойтесь Аллаха, чтобы получить [Его] милость» (Аль-Худжурат, 49:10).
«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь...» (Ãли Имран, 3:103).
Жители Земли, должны претворить в жизнь то, чего не смогли сделать предшественники, и вспомнить ту ответственность, которую возложил на человека наш Господь. Эти аяты говорят нам о необходимости жить вместе, в мире и спокойствии, не впадая в разногласия и не разделяясь.