Ихсан – это добродетель или особое состояние богобоязненности? Верно и то, и другое, ведь слово «ихсан» с арабского языка переводится как «добродетель», «совершение благодеяний». Отсюда, каждый верующий человек, который совершает поступки, угодные Аллаху, является «мухсином». Всевышний Аллах говорит:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро (мухсинин)» (аль-Бакара, 195).
С другой стороны, «ихсан» в религиозных текстах обозначает особое состояние души и богобоязненности человека. Ученые, опираясь на достоверные хадисы, говорят о трех уровнях исповедания религии (веры): ислам, иман и ихсан.
В знаменитом хадисе «Джибриля» рассказывается о том, как к Пророку (с.а.с.) и его сподвижникам пришел ангел Джибриль в облике красивого, чисто и опрятно одетого мужчины. Ангел сел к Пророку (с.а.с.) так, что их колени касались, он положил свои руки на бедра посланника и сказал: «О Мухаммад, расскажи мне про ислам». Тогда Пророк (с.а.с.) рассказал ему: «Ислам – это свидетельствование, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Посланник, совершение намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяце Рамадан и, если есть возможность, совершение хаджа».
Затем Пророк (с.а.с.) рассказал ему о столпах имана, после чего сказал: «Что касается ихсана, то это когда ты поклоняешься Аллаху так искренне, как будто видишь Его, даже если ты не видишь Его, поистине Он видит тебя».
Из этих слов посланника Аллаха (с.а.с.) мы понимаем, что недостаточно веровать во все, с чем он пришел от Аллаха, чтобы стать мухсином. Ихсан, в том значении, на которое указал Пророк, достигается путем великого усердия в поклонении и размышлении.
Ислам можно определить по внешним поступкам человека. Если человек молится, ходит в мечеть, выплачивает закят, он однозначно является для нас муслимом (мусульманином). Иман же определить нельзя. Да, о мусульманах мы также говорим, что они верующие люди, однако то, что действительно происходит в сердце человека, знает лишь один Аллах. Поэтому невозможно точно сказать, кто из людей является верующим (мумином), а кто – лицемером (мунафиком). Что касается ихсана, то это высшая степень веры человека, когда он осознанно совершает свое поклонение, каждое свое действие оценивает согласно Корану и сунне и всеми действиями стремится к довольству Аллаха.
Неверно говорить, что намерение предшествует поступку. Намерение – это не просто говорить: «Я совершаю это ради Аллаха». Искреннее намерение – это особое душевное качество, состояние, которое не бывает неизменным. У каждого человека всегда разные намерения, и даже у одного и того же человека могут быть разные намерения в одном и том же поступке в разные промежутки времени.
Отчего же это зависит? Это зависит от того, что он делает и говорит, что изучает, читает и смотрит, с кем общается и водит дружбу. То есть, все наши благие деяния и усердие в поклонение ведут нас к «совершенному» намерению, а грехи и ослушание уводят нас от него к неискренности и беспечности. Почему мы говорим об искренности? Потому что ихсан, в первую очередь, связан с искренностью.
Желающий достичь степени ихсана должен усердствовать в совершении всего, что велел Всевышний Аллах и Его посланник в своих хадисах. Особое внимание же нужно уделять следующим деяниям и качествам:
Упоминая «мухсинов» в аяте, что мы приводили в самом начале, Аллах говорит именно о милостыне и жертвовании имущества на богоугодные поступки:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (аль-Бакара, 195).
Пожертвования, к которому призывает Всевышний Аллах, должны быть умеренными, то есть, не причинять вреда семейному бюджету человека. Порицается скупость в человеке, когда он копит богатства и не хочет тратить их на нужды бедняков. Однако также порицается и расточительство в этом деле, ведь если человек из-за своего невежества тратит свое имущество так, что не остается средств, достаточных для существования и обеспечения семьи, то этим он может даже заслужить грех.
В следующем аяте Всевышний Аллах связал ихсан с богобоязненностью, сказав:
«На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Ведь Аллах любит творящих добро» (аль-Маида, 93).
В этом аяте людей, творящих добро, Всевышний назвал мухсинами. Первая задача мухсина – стремление к довольству Аллаха и отдалению от Его гнева. Человек свои благие поступки должен воспринимать в качестве защиты от наказания в Геенне так же, как он использует свою одежду в качестве защиты от холода, жары и оголения.
Эти качества также имеют непосредственную связь с ихсаном: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Алю Имран, 133-134).
Воспитание этих двух качеств в своем нафсе – тяжелый труд, но огромна и награда тех, кто умеет прощать и сдерживать свой гнев. Прощение своих обидчиков является причиной того, что Аллах прощает грехи Своих рабов. Что касается сдерживания гнева, качества, которым не все могу похвастаться, то относительно его награды Пророк (с.а.с.) говорил: «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает» (Ахмад, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Islam-today