Сны – неотъемлемая часть нашей жизни, время возвращения души человека к Своему Создателю, как сказано в Коране:
«Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, – во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Аз-Зумар, 42).
Ночью нам открывается таинственный мир сновидений. Сны, подобно каждой вещи, созданы Всевышним Аллахом. Согласно исламскому вероучению, сны бывают трех видов: сны от Аллаха – праведные и благие, приносящие радостные вести, сны от шайтана – неприятные и пугающие, сны от нафса – сновидения, связанные с собственными переживаниями и мыслями.
Увидев определенный сон, человек часто испытывает любопытство или тревогу, он хочет знать, что значит этот сон, является ли он предвестником чего-либо. Часто мусульмане задаются вопросом: можно ли, согласно нашей религии, в надежде истолковать свой сон, пользоваться сонниками? Прежде всего, стоит отметить, что человеку свойственно любопытство, желание познать свое будущее, знать сокрытое и тайное.
А Аллах Всевышний Своей бесконечной мудростью и милостью сделал мир снов скрытым и тайным, чтобы люди жили явью, а не снами, и значение того или иного сна Он сделал ведомым только Себе. То есть не стоит уделять снам чрезмерное внимание, воспринимать их как неоспоримые вестники того, что определенно произойдет в будущем. Зацикливаясь на снах, можно забыть о жизни настоящей. Что заставляет человека обращаться к сонникам? Как правило, страх и тревога. Но ни одна вещь не постигает верующего и не сможет навредить ему без воли Всевышнего Аллаха на это.
Первым делом, увидев сон, радостный или тревожный, верующему следует обратиться к Аллаху, с благодарностью или просьбой о защите, а не искать его толкования в соннике.
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему, то пусть возблагодарит Аллаха и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит. А если увидит что-то неприятное для него, то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «Аузу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиими ва мин шаррих» («ищу прибежища у Аллаха от шайтана и зла его). Пусть ляжет на другой бок и никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» (Бухари).
Услышав этот хадис, брат Пророка (с.а.с.) Абу Саляма сказал: «Раньше некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания».
В наше время существует огромное количество сонников. Обращаться к исламским сонникам как таковым не предосудительно, но стоит помнить, что сны – очень деликатная материя, и могут быть претворены в жизнь именно так, как они будут растолкованы. Сны могут материализоваться и претвориться в жизнь, согласно тому, какой смысл человек ему придаст, исходя из толкования в соннике. В хадисе сказано: «И сон этот в неопределенном состоянии, пока о нем не заговорят. Когда же заговорят, тогда и упадет он» (Тирмизи).
Пророк (мир ему) сказал, что сон реализуется так, как ты его трактуешь. И даже страшные и тревожные сны должны трактоваться в хорошую сторону. Можем ли мы быть уверены, что толкование нашего сна в соннике будет хорошим, и что это знание не будет тревожить нас еще больше? Сонник – это не учебник по алгебре или химии, толкование, представленное в нем, – это один из миллионов возможных вариантов значения сна, а не абсолютная формула.
К тому же, один и тот же сон, предметы и символы, могут иметь совершенно разное значение для разных людей. Даже Ибн Сирина, величайший из всех известных толкователей, говорил: «Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». Поэтому к толкованию сна можно относиться только, как предположительному варианту, а не абсолютной истине.
Бесконечное количество снов, хороших и неприятных, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Все создано со смыслом, и смысл сна – в возвращении нас к поминанию Аллаху, сны не для того, чтобы мы ими играли и разгадывали их. Конечно, мы можем обратиться к сонникам, чтобы пытаться понять смысл, своего сна, но излишняя дотошность в этом деле ни к чему. Ибн Сирин говорил: «Бойтесь Аллаха в своем бодрствовании, ибо то, что вы видите в своем сне, никогда не навредит вам».