Мусульманин должен работать, добывая для себя и для своей семьи халяльное и чистое (тайиб) пропитание, чтобы не нуждаться в помощи других людей и подаяниях. Разницу между халялем и тайибом алимы разъяснили таким образом:
1. Халяль - это то, что не представляет опасности. Тайиб же то, для чего нет противопоказаний.
2. Халяль - это то, о чем ученые не говорили “это не халяль”. Тайиб же, это то, о чем не говорили “это не может быть дозволенным”.
3. Халяль - это то, о чем муфтий вынес фетву, что это дозволено. Тайиб же, это то состояние, когда сердце подсказывает человеку, что в этом нет ничего плохого («Шарх-и Никая»).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Кто добывает халяльные средства к существованию достойным путем (не прося ни у кого подаяния), тот достигнет степени мучеников за веру» (Ахмад, № 17265; Хаким, № 2160).
В другом хадисе сказано: «Для каждого мусульманина является фарзом добывать себе халяльное пропитание» (Табарани «Муджамуʼль Авсат», 8/272, хадис № 8610).
Имеется множество различных путей добывания халяльного пропитания. Зарабатывать себе на жизнь своим трудом - таков путь пророков и праведных предшественников. Если человек старается зарабатывать только дозволенными Исламом способами, то это приносит ему очень много пользы.
Во-первых, у него увеличится доход и в торговле, и в земледелии.
Во-вторых, человек избавится от пустой беготни и от безделья. Так он предохранит себя от выбора ложных путей.
В-третьих, поскольку его нафс будет ослаблен, в нем будет меньше непокорности и бунтарства.
В-четвертых, зарабатывая собственным трудом, человек защитит себя от нищеты, являющегося позором в обоих мирах. А халяльным заработком можно гордиться в обоих мирах.
Надо верить, что в конечном итоге твой удел предопределен Аллахом, ибо Он - Ар-Реззак (Наделяющий уделом). Разве не то же самое и с сытостью? Если Аллах предписал человеку ненасытность, то он не будет сыт, даже если съест целый мир.
На грани: виды заработка мусульман, которые могут стать недозволенными >>
Лучшее из того, чем может питаться человек, это заработанное им своими руками. В хадисе, который передал Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто в течение сорока дней будет есть только халяльную пищу, тому Аллах осветит его сердце. И у него от сердца к языку потекут капли мудрости” (Абу Нуайм “Хилия”; “Ихъя улюм ад-дин”).
В другом хадисе говорится: “Кто ради халяльного пропитания проведет ночь уставшим и изнуренным, тому Рай станет ваджибом. И Аллах проведет эту ночь, будучи им довольным”.
Добывая себе пропитание, надо избегать излишней алчности и ненасытности. По этому поводу имеется наставление нашего Пророка (мир ему). Было сообщено о необходимости не быть скупым и не поддаваться жажде наживы, из-за которой человек тянется к хараму.
Ещё в одном хадисе сказано: “Через Джибриля в мое сердце было низведено, что никто не умрет, покуда не исчерпается его пропитание. Бойтесь Аллаха и добывайте свой удел дозволенными способами. Если что-то из вашего удела опоздает с приходом, пусть это не подтолкнет вас к совершению греха. Предписанный Аллахом удел не придет раньше из-за страстного желания жадного человека и не задержится из-за отказа того, кто его не желает получить” (Абу Давуд, Менасик, 7, 1733; Таберани, Кебир, 10514; Кудаи “Аш-Шихаб”, 947; Байхаки “Шаубу’ль Иман”, 205).
из книги "Исламский путь"