Идеологи экстремистских течений, выступающие от имени Ислама, придерживаются следующего мнения: тот, кто не судит по законам Аллаха, является неверующим, против которого следует объявить войну; убийство такого человека является дозволенным. Экстремисты также считают, что тот, кто выбрал судьей в своей стране (городе) того, кто не судит в соответствии с законом Аллаха, является неверующим. Кроме того, они полагают, что тот, кто обращается в светские суды по своим вопросам, является многобожником. Обоснованием такого мнения служит их понимание слов Всевышнего Аллаха: «а те, которые не будут судить согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверующими».
Согласно основоположнику этой идеологии, Саййиду Кутбу, многобожником считается тот, кто выносит решение, не соответствующее Слову Аллаха. В противовес многобожнику, единобожником является тот, кто выносит решение исключительно согласно тому, что ниспослал Аллах.
Результатом этой идеологии стало порождение идей о том, что лишь небольшая часть мусульман является истинно верующими, которой Всевышний Аллах обещал Рай и Свое довольство. Соответственно, все остальные мусульмане являются джахилями (невеждами), и первая часть мусульман имеет огромное преимущество над второй. По мнению Саййида Кутба, эти две группы мусульман непременно станут враждовать друг с другом во имя установления халифата. Сторонники экстремистских течений проповедуют такие же взгляды.
Основные идеи Саййида Кутба содержатся в его книге «Зиляль аль-Кур’ан»; большинство других трудов этого ученого основаны именно на этой книге (например, «Ма‘алим фи ат-тарик»). По этому поводу аль-Кардави в своих мемуарах написал следующее: «Понятие «такфиризм» , которого придерживаются некоторые современные мусульмане, можно найти не только в книге Саййида Кутба «Ма‘алим фи ат-тарик». Оно впервые возникло в книге «Зиляль аль-Кур’ан» и получило развитие в его других книгах. Самой важной из его книг является «аль-‘адаля аль-иджтима‘ийя» .
Соответственно, книга «Зиляль аль-Кур’ан» является основой формирования понятия «такфиризм». Именно эта книга стала родоначальником такфиристских течений. Таким образом, мы приходим к выводу, что эта книга требует особого тщательного рассмотрения. Необходимо выявить и исправить искаженные взгляды и идеи автора.
Следует отметить, что Салих Сариййя, написавший книгу «Рисаля аль-иман», в которой он призывает мусульман объявлять всех правителей неверующими, а все исламское общество невежественным (джахилями), почернпнул свои идеи из книги Саййида Кутба «Зиляль аль-Кур’ан». Кроме того, эта книга Кутба стала идеологической базой основателей таких группировок, как «Джамаат такфир ва аль-хиджра» и «аль-Джихад» (Шукри Мустафа и Мухаммад Абд ас-Салям Фарадж, соответственно). Все это в совокупности привело к возникновению группировки ИГИЛ.
Салих Сариййя в своей книге «Рисаля аль-иман» сказал: «Нет сомнения в том, что власть в любой исламской стране является властью неверующих, а общество в этих странах – джахилийскими».
Следует подчеркнуть, что наша задача не заключается в том, чтобы обсуждать личность Саййида Кутба, ибо он уже отошел в мир иной, где Всевышний Аллах вынесет ему решение по Своей справедливости. Наша цель заключается в том, чтобы выявить и продемонстрировать его ошибочные и искаженные суждения и выводы, которые привели к тому, что некоторые мусульмане стали объявлять других мусульман неверующими и разрешили убивать их.
В основе идеологии Саййида Кутба находится идея об аль-хакимийи (судейство, вынесение решения), которую он позаимствовал у Абу аль-А‘ли аль-Мавдуди.
По мнению Саййида Кутба и аль-Мавдуди, человек, который не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, т.е. согласно исламскому шариату, является неверующим, даже если он утверждает, что исламский шариат является истинным шариатом и что он ниспослан Всевышним Аллахом.
Саййид Кутб и аль-Мавдуди объявили неверующим даже того человека, который не может судить согласно тому, что ниспослал Аллах, по той или иной уважительной причине.
Суть состоит в том, что он отвернулся от мнения всех ученых относительно обсуждаемого аята и объявил их мнение ошибочным. Он сказал: «Многое из того, что мы считаем исламской культурой, исламским источником, исламской философией и исламскими понятиями, на самом деле является не исламским, а джахилийским».
Таким образом, в рамках понимания Корана Саййид Кутб отделил себя от числа ученых. Он толковал Коран, полагаясь на свою интуицию и чувства. На что указывает то обстоятельство, что одну из своих первых книг он назвал «Художественное толкование Корана». Далее он написал: «Я посещал научные институты, читал много книг по толкованию Корана, слушал лекции преподавателей по толкованию Корана, однако я не нашел среди того, что я читал и слушал, красоту и вкус, которые я находил в своем детстве и отрочестве. Повзрослев, я, к сожалению, утратил умение находить всю красоту Корана.
Почему же так произошло? Может быть потому, что есть два разных Корана? Коран детства – сладкий, легкий и интересный, и Коран юношества – трудный, тяжелый и запутанный. Возможно, это произошло, потому что толкователи усложняют людям понимание Корана? Тогда я стал читать Коран, а не его толкование и нашел свой родной красивый и любимый Коран и интересные и сладкие суры …» .
Такой подход в понимании Корана очень опасен. Слова Кутба показывают нам его метод понимания коранических аятов и то, что Саййид Кутб полностью отвернулся от понимания Корана учеными. Он объявил научный метод ученых джахилийским и стал толковать Коран, опираясь на свою интуицию и чувства, подобно тому, как он наслаждался красотой Корана в детстве.
В своем понимании Корана он не использовал научные методы, которые применялись исламскими учеными, дабы вынести полезные уроки из коранического текста и раскрыть его тонкий смысл. Всевышний Аллах сказал: «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его».
Община Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не может целиком отклониться от истины и направиться в сторону неверия, как это представляет себе Саййид Кутб и представители современных религиозных экстремистских течений, которые следуют за Саййид Кутбом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оповестил о том, что его община защищена от того, чтобы впасть в многобожие и неверие. Имам аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов привел хадис от ‘Укбы ибн ‘Амира о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не боюсь за вас, что вы станете придавать Аллаху в сотоварищи (кого-либо), но я боюсь за вас, что вы будете соревноваться друг с другом из-за мирских благ» . Абу Умар ибн Абд аль-Барр в своей книге «ат-тамхид» сказал: «Тот, кто выказывает страх за общину Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, о чем за нее не боялся сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, злоупотребляет очевидным» .
"Явная истина. Ответ тем, кто играет с религией и прикрывается ею". Усама ас-Саййид Махмуд аль-Азхари