Такфир – это своего рода приговор, не подлежащий обжалованию. Правоведы-улемы всегда старались избегать его использования, так как применяемый такфир был чреват разногласиями и смутой в рядах мусульман. Они могли взаимно отлучать друг друга от ислама и обрекать тем самым умму на погибель. Однако Сайид Кутб умер, не уточнив своей мысли и, таким образом, оставив открытым вопрос о том, как он понимал джахилию и такфир с его непредсказуемыми последствиями.
Среди последователей Сайида Кутба, обсуждавших его идеи в местах заключения, выделилось три крупных направления. Крайние радикалы считали, что безбожие царит повсюду, за исключением их небольшого ядра истинных правоверных. Они выносили тотальный такфир, распространяя его даже на своих товарищей по заключению. Другие отлучали от ислама правителей – безбожных постольку, поскольку они правили не в соответствии с повелениями, содержавшимися в священных текстах, – но не распространяли его на массу верующих.
Наконец, третьи – в основном это были «Братья-мусульмане», отпущенные на свободу или жившие за пределами Египта, признававшие «верховным наставником» организации преемника Хасана аль-Банны (основатель движения «Братьев-мусульман»), Хасана аль-Худайби (1891- 1973), – предложили толковать наиболее спорные места в учении Сайида Кутба в аллегорическом духе.
Разрыв с обществом, с джахилией, должен был пониматься в духовном, а не в материальном смысле. Ведь «Братья-мусульмане» считали себя проповедниками, а не судьями: следовало наставлять общество, чтобы помочь ему стать более исламским, а не осуждать его за безбожие. Современные псевдоисламские радикалы активно апеллируют к концепции джахилии как инструменту обличения современного мира не только по политическим, но и моральным основаниям. Они полагают, что исламское сообщество (умма) не избежало нравственного разложения, деградации и упадка, охвативших, по их мнению, весь остальной мир.
Отсюда делается вывод, что умма со всеми другими людьми вернулась к доисламской эпохе джахилии и вместо того, чтобы быть руководством для человечества, сама стала частью «заблудших» людей. В пропаганде радикалов нередко распространяются субъективные суждения авторов прошлого, которые ошибочно проецируются и на современные реалии, во многом отличающиеся от общественных практик, имевших место быть в Средние века.
Читайте также: Что такое джахилия на самом деле?
Среди типичных суждений такого рода можно отметить следующие:
Ибн-Таймия: «Люди до послания посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в джахилии, что относится к невежеству.
Все, в чем они пребывали из слов и дел, установили для них невежды, и совершали это невежды. Также и все, что противоречит тому, с чем посылались пророки, как иудаизм или христианство, является джахилией. И это все имеет отношение к полной джахилии. Однако после послания Посланника (мир ему и благословение Аллаха), джахилия может не быть в одном городе и быть в другом, как, например, в городе неверующих.
Может не быть в одном человеке и быть в другом, как например тот, кто не принял еще ислам, ибо он в джахилии, даже если и живет в исламской стране. Однако, что касается определенного времени, то нет джахилии после послания Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)!»(cм. «Иктида сырат аль-мустакыйм»1/78).
Ибн-Таймия: «Тот, кто не знает истину, то он невежда невежеством полным («мутлак»), а тот, кто знает истину, но противоречит ей, он невежда невежеством составным («мураккаб» – наслоенным одним на другое). И в том и другом случае, если он противоречит истине, зная её или не зная её, он все равно невежда...» (см. «Иктида сыраталь-мустакыйм» 1/206).
Спросили Салиха аль-Фаузана: «Можно ли применять термин «джахилия» к исламским сообществам нашего времени?». Шейх ответил: «Полная джахилия исчезла после послания посланника (мир ему и благословение Аллаха), и не дозволено применять этот термин к исламским сообществом в обобщенной форме! Что же касается использования этого термина в отношении чего-то конкретного или отдельных людей, или групп, то это дозволено.
Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил Абу-Зарру: «Поистине, ты человек, в котором джахилия!». И также он говорил: «Четыре вещи в моей умме являются деяниями джахилии, которые они не оставили: гордость происхождением, порочение происхождения, испрашивание дождя у звезд и причитание!» (cм.«Аль-Аджуиба аль-муфида», С. 86).
Продолжение следует
Islam-Today