Сура «ат-Такасур», как и многие другие мекканские суры, напоминает нам о вечной жизни, воскрешении из мертвых и отчете перед Всевышним Аллахом.
Главная тема суры «ат-Такасур»
Сура «ат-Такасур» предупреждает нас об опасности беспечности в отношении Судного дня, чем может обернуться для нас пагубная любовь к этому миру.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если бы заимел человек долину, полною золота, то пожелал бы иметь ещё две, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается» (Бухари, Муслим).
Сура «ат-Такасур»:
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим.
С именем Аллаха Милостивого [ко всем на этом свете], Милующего [лишь верующих на том свете].
1)
أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ
Альхакум Ат-Такасур
Отвлекло вас [от подчинения Аллаху] преумножение [земных благ].
2)
حَتَّى زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ
Хатта зуртумуль макабир.
[Это продолжится до тех пор] пока вы не посетите кладбища [умерев].
3)
كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
Калля сауфа та’лямун
Но нет! В будущем вы узнаете!
4)
ثُمَّ كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
Сумма калля сауфа та’лямун
Еще раз нет! В будущем вы узнаете.
5)
كَلَّا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ
Калля ляу та’лямуна ильмаль йакын
Нет! Если бы вы знали с убежденностью [о подстерегающей вас впереди опасности, вы бы не предпочли земное вечному].
6)
لَتَرَوُنَّ الْجَحِيمَ
Лятаравунналь джахим
Клянусь, вы обязательно увидите Ад.
7)
ثُمَّ لَتَرَوُنَّهَا عَيْنَ الْيَقِينِ
Сумма лятаравуннаха айналь йакын
Затем вы обязательно увидите его собственными глазами!
8)
ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ
Сумма лятус алюнна йаумаизын ’анен-на’им
Затем в тот [Судный] день вас обязательно спросят о [земных] благах.
Что значат первые слова суры «ат-Такасур»:
«Альхакум»: «Отвлекло вас (от покорности Аллаху)»
«Ат-Такасур»: «Преумножение (земных благ)»
Размышления о суре «ат-Такасур»
Всевышний Аллах говорит: «Знайте, что земная жизнь — это только игра и забава, [внешняя] красота и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и [количества] детей» (сура «аль-Хадид», аят 20)
В этом аяте перечислено все то, что так привлекает нас в этом материальном мире, и к чему стремятся наши души.
Слепы сердца и глаза тех, кто отрицает Судный день и воскрешение из мертвых. Они озабочены в этом мире только накоплением богатства и пустым соперничеством друг с другом, пока их не настигнет смерть.
Поэтому Коран постоянно предупреждает нас об опасности быть неблагодарными Аллаху, Дарителю всех благ.
Посещая собственную могилу…
Умар бин Абдульазиз (да будет доволен им Аллах), размышляя над этой сурой, пришел к выводу, что в ней содержится доказательство воскрешения из мертвых.
Это становится понятно из слов «пока вы не посетите кладбища [умерев]». Посещение здесь предполагает единичный, временный характер, не вечный. Иными словами, нам предстоит однажды навестить наши могилы, но нам не суждено остаться там навечно.
«Но нет!» - это означает, что человек на самом деле не понимает всей глубины предупреждения Аллаха.
«Еще раз нет! В будущем вы узнаете!» - Ибн Аббас так толковал эти повторяющиеся аяты: «Но нет! В будущем вы узнаете!», то есть, когда испытаете могильные муки.
«Еще раз нет! В будущем вы узнаете!», то есть, когда увидите, какое наказание ожидает вас в вечной жизни».
«Нет! Если бы вы знали с убежденностью» - если бы люди знали о подстерегающей впереди опасности, то не предпочли бы земное вечному.
«Клянусь, вы обязательно увидите Ад» - это значит, что за свою беспечность и неблагодарность Аллаху за Его бесконечные блага в этой жизни люди непременно будут наказаны в Аду.
«Затем в тот [Судный] день вас обязательно спросят о [земных] благах» - во многих достоверных хадисах сообщается, что человек во время отчета в Судный день будет спрошен за все блага (даже за такие малые, как финики и вода). Его спросят, был ли он благодарен Творцу за безопасность и здоровье, за слух и зрение. Неверующие не смогут пройти это испытание, что обернется для них вечным наказанием, для верующих же отчет станет напоминанием о бесчисленных благах, которые Господь даровал им при жизни
Посланник Аллаха (мир ему) напоминает о благах Аллаха
Ибн Джарир передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Однажды к Абу Бакру и Умару пришел Пророк (мир ему) и спросил: «Почему вы тут сидите?» Они ответили: «Клянемся Тем, Кто послал тебя с истиной, голод заставил нас выйти из наших домов».
Пророк (мир ему) сказал: «Клянусь Тем, Кто послал меня с истиной, это то же самое, что заставило меня выйти». И они шли, пока не пришли к дому одного ансара. Их встретила женщина. Пророк (мир ему) спросил ее: «Где такой-то?» Она ответила: «Он пошел принести нам воды». Потом пришел ее муж, неся корзину, он сказал: «Добро пожаловать. Нет лучшего посетителя для рабов Аллаха, чем Пророк (мир ему), который посетил меня сегодня».
Он поставил корзину около пальмы, забрался на нее и спустился с гроздью фиников. Пророк (мир ему) спросил его: «Почему ты не собрал несколько фиников?». Мужчина ответил: «Я хотел, чтобы вы сами выбрали, какие вам по душе». Затем он взял большой нож. Пророк (мир ему) сказал ему: «Не забивай тех, кто дает молоко». В тот день он забил овцу для них, и они поели. Пророк (мир ему) сказал: «В Судный день с вас будет спрошено за это. Голод побудил вас покинуть ваши дома, и вы вернулись только когда утолили его. Это одно из благ»» (Муслим)
Эта сура ни в коем случае не говорит о том, что мы должны избегать мирских удовольствий, например, есть и пить досыта. Нет, сура лишь напоминает нам, что мы должны быть благодарны Всевышнему Аллаху за все Его блага, даже за самые маленькие – такие как утоление голода и жажды. Нам предстоит ответить за все блага и если Аллах найдет нас за это благодарными, то это обернется для нас Раем.
Мы должны быть благодарными ему в наших сердцах, словах и делах. Мы должны благодарить Его мысленно, вслух, и совершая ему поклонение. Наконец, мы должны довольствоваться тем, что нам дает Аллах. Поскольку удовлетворенность является наиценнейшим сокровищем этой жизни.
Islam-Today