«Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни. И Аллах не будет говорить с ними, не посмотрит на них (с милостью) в Судный день и не очистит их (от грехов посредством прощения). И им – мучительное наказание» (Алю Имран, 77).
В риваяте, переданном по каналу Абу Бакра ибн Абу Шейбы от Абдуллаха ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто принесет ложную клятву ради того, чтобы присвоить имущество своего брата-мусульманина, тот встретит своего Господа разгневанным».
Когда Ибн Умар передавал этот хадис, внутрь вошел Аш`ас ибн Кайс и спросил у присутствовавших: «Что вам передал Абу Абдуррахман (то есть Ибн Умар)?».
Присутствовавшие сказали: «Он сказал нам то-то и то-то».
Читайте также: История ниспослания аята «И не имеет права верующий убивать...»
Аш`ас ибн Кайс сказал: «Абу Абдуррахман всё верно сказал. Это было сказано в отношении меня. Между мной и одним человеком возник спор по поводу земельного участка в Йемене. Мы вместе с этим человеком отправились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он разрешил наш спор.
Посланник Аллаха ﷺ спросил у меня: «Есть ли у что-то, что подтверждало бы твое право собственности на эту землю?». Я ответил: «У меня нет никаких подтверждений». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда остается клятва того человека». Я сказал: «Он принесет ее».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто принесет ложную клятву ради того, чтобы присвоить имущество своего брата-мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным», и сразу же после этого был ниспослан аят «Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни...» (Муслим, Иман, 220). В другом риваяте сообщается, что предметом спора был колодец (Муслим, Иман, 221).
Хадис Ибн Джурайджа содержит в себе больше подробностей. А именно: У Аш`аса ибн Кайса возник спор, касающийся участка земли, который, по сути, принадлежал этому человеку. Но во времена джахилии Аш`ас ибн Кайс взял его себе в обмен на оказание поддержки этому человеку.
Из-за возникшего спора Аш`ас ибн Кайс и этот человек пришли к посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ обратившись к этому человеку, сказал: «Есть ли у тебя какие-либо доказательства того, что этот участок земли принадлежит тебе?». Человек сказал: «У меня нет никого, кто мог бы засвидетельствовать против Аш`аса, что этот участок принадлежит мне».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда Аш`ас должен принести клятву». Когда Аш`ас ибн Кайс уже встал, чтобы принести клятву, Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Аш`ас ибн Кайс отказался принести клятву, сказав: «Я призываю в свидетели Аллаха и вас, что мой оппонент говорит правду», после этого он вернул этот участок земли его собственнику и более того, боясь, что он что-то недодал, он добавил к этому участку еще часть собственной земли (Табери, Джамиуль-Байан, 3/230).
Мукатиль ибн Хайан рассказывал: Данный аят был ниспослан в отношении Имрууль-Кайса ибн Абис аль-Кинди и Абдана ибнуль-Ашва аль-Хадрами.
Между ними возник спор относительно земельного участка. Тогда они обратились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он вынес решение в их споре. Абдан выступал в качестве истца, а Имрууль-Кайс выступал в качестве ответчика.
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Этот человек захватил землю, которая досталась мне от отца».
Имрууль-Кайс сказал: «Эта земля моя. Я ее возделываю, и у него нет никаких прав на нее».
Посланник Аллаха ﷺ, обратившись к Абдану, сказал: «Либо предоставь доказательства того, что эта земля является твоей, либо я заставлю твоего оппонента принести клятву».
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Он принесет ложную клятву и присвоит себе мою землю».
Посланник Аллаха ﷺ сначала сказал: «Раз у тебя нет доказательств, то не остается иного пути, как взять клятву с твоего оппонента. Кто принесет ложную клятву именем Аллаха, чтобы завладеть частью имущества своего брата мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным».
Имрууль-Кайс спросил: «О, посланник Аллаха! А что будет тому, кто отказывается от своих прав, будучи правым?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рай».
Тогда Имрууль-Кайс сказав: «Будь свидетелем тому, что я отдаю эту землю ему», отказался от тяжбы. И тогда Аллах Всевышний ниспослал данный аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).