Есть множество хадисов, которые раскрывают нам тему стыдливости. Иными словами, наш Пророк ﷺ придавал очень большое значение теме стыда, поэтому очень часто освещал ее в своих высказываниях, наставляя людей серьезно относиться к этому, так как стыд – основа из основ нашей веры.
В одном из этих изречений сказано: «Поистине, если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь» (аль-Бухари).
Что же такое стыд? Что необходимо понимать под темой стыдливости? Стыд – это чувство, возникающее в ходе социальной неприемлемости, которое вызывается каким-либо поступком или качеством, осознаваемым как нечто неправильное, плохое, отрицательное. Стыдливости противопоставляется все то, что ведет к ухудшению нрава человека.
Несомненно, в основе чувства стыда лежат те вещи, которые запрещены Всевышним Аллахом. Так как все, что запретил нам наш Создатель, так или иначе, при его совершении приводит к потере этого чувства. Приведем наиболее яркий пример, который может привести к бесстыдству, это – употребление алкоголя и игра в азартные игры.
В ходе совершения этих непристойных деяний человек теряет чувство стыда. Все мы знаем и не раз сталкивались с тем, как пьяный человек теряет рассудок и волю, не ведает, что говорит, вступает в конфликт с окружающими людьми. В конце концов, люди начинают смотреть на него презрительно, избегать его.
Стеснительность: больше вреда или пользы?
Действительно, ничего кроме отвращения такие люди вызывать не могут. Ведь в таком состоянии от него можно ожидать чего угодно. Там, где спиртное, водятся, как правило, и все остальные запретные деяния. Это все харам, то, что Аллах категорически запретил нам.
Следовательно, стыд начинается именно с этого, с осознания, что все запрещенное Всевышним, входит в разряд неправильных, плохих поступков.
Многие мухаддисы, передатчики хадисов отмечают, что существуют множество высказываний Посланника Аллаха ﷺ, где говорится о том, что стыдливость является одной из ветвей и степеней веры. Исходя из этого, ученые делают вывод, что данный хадис является хадисом степени мутаватир по своему значению.
Иначе говоря, ученые едины во мнении, что хадисы, в которых говорится, что стыд – одна из ветвей и степеней веры, олицетворяющая собой остережение от всего дурного и пагубного, являются мутаватир по своему значению.
Как нам известно, хадисы мутаватир лежат в основе нашего вероубеждения. А хадисов, в которых говорится, что стыд – часть веры, или указывается на такое значение, существуют такое большое количество, что ученые согласны во мнении, что значение этого хадиса – мутаватир.
"Стыдитесь Аллаха должным образом". Что это значит?
Следовательно, мы должны уверовать в то, что стыдливость – от имана. Верить в это. Это – часть нашей веры, стыдливость и вера всегда вместе. Стыд – одна из ветвей и степеней веры.
«Если ты не стыдишься, то делай, что хочешь». Это своего рода запрет, предупреждение. Если у человека отсутствует чувство стыда, он будет делать то, что ему захочется, что ему придет в голову.
Стыдливость порой единственная преграда, которая препятствует совершению чего-либо плохого. Но если человек лишен этого чувства, у него нет никаких тормозов, он способен на всякое зло.
Поистине, если у человека отсутствует чувство какого-либо стыда, снято покрывало, то неизвестно на что только не способен этот человек. Его уже ничто не остановит. Он в силах совершить любое злодеяние. Соответственно, чувство стыда, чувство стеснения, сожаления способно защитить от многих мерзких поступков, уберечь от всяких дурных и пагубных деяний.
Сатр – черта, любимая Всевышним
Чувство стыдливости, которым обладал Посланник Аллаха ﷺ, заставило его остановиться, проходя мимо двух братьев, один из которых пристыжал другого за стеснительность. Услышав это, Пророк ﷺ сказал: «Оставь его, ведь стыдливость от веры».
Это были братья из числа ансаров, один из которых говорил другому: «Не будь таким стеснительным! Прекрати проявлять стыд!» Хочется отметить, что мы и сами часто любим притыкать в этом наших близких, упрекать их в излишней стыдливости. Найдутся многие, которые непременно посоветуют: «Не будь таким стеснительным. Лучше сделай так или эдак…».
Так вот, когда наш Пророк ﷺ проходил мимо этих двух мединцев, он услышал как раз такой разговор. Один брат наставлял другого, ругал его за излишнюю стыдливость. Но что сделал Пророк?!
Сказал: «Оставь его, ведь стыдливость от веры». Иными словами, стыд – это не недостаток. В этом не стоит упрекать или винить кого-то. А как мы относимся сегодня к проявлению стыдливости?
Гульназ Ситдикова
Фото: elements.envato.com