Ступени имана. Часть1: http://islam-today.ru/veroucenie/stupeni-imana/
Эти ступени выглядят следующим образом:
1. Поскольку иджмали иман, который был описан выше, является первым условием имана, и недостаточно довольствоваться этим, первой ступенью тафсили имана является вера в следующие важные основы, а именно вера в:
а) существование, единство Аллаха и в то, что Он является единственным создателем и единственным достойным поклонения;
б) то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) является рабом Аллаха и последним пророком;
в) воскрешение после смерти, в Последний день, то есть вера в то, что обязательно наступит другая вечная жизнь. Это первая ступень тафсили имана. По сравнению с иджмали иманом, описанным выше, он более открытый и широкий. Потому что здесь также присутствует вера в Последний день.
2. Второй и более высокой ступенью тафсили имана является вера в следующие шесть столпов имана, которые присутствуют в формулировке веры: вера в Аллаха, в Его ангелов, книги, пророков, в Последний день (в воскрешение после смерти, расчет, награду за благие деяния и наказание, в рай и ад), в предопределение плохого и хорошего (в то, что хорошее и плохое от Аллаха).
Эти основы встречаются во многих аятах Священного Корана и отдельно упоминаются в длинном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) про иман, ислам и доброту, который привел достопочтенный Умар (да будет доволен им Аллах!).
3. Третьей и наивысшей ступенью тафсили имана является вера в целом и по отдельности в сообщения, божественные основы и в положения, переданные и полученные Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!) от Аллаха вместе с Книгой и Сунной, и уверование таким образом, как того желали Аллах и Его Посланник.
Как становится ясно из данного выражения, изучение таких фардов, как намаз, пост, закят и хадж, таких недозволенных деяний, как убийство человека, зина и ложь, то есть изучение основ имана, деяний и нравственности, и связанных с ними религиозных положений, которые упомянуты в аятах Корана, являющегося словом Аллаха и переданного путем откровений, и в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и подтверждение того, что это является фардом, ваджибом, недозволенным или дозволенным, и вера, в то, что все эти положения правдивы и истинны, является самой широкой и самой высокой степенью имана в Исламе.
Потому что уверование в таком виде требует обладания широкими и разносторонними знаниями по религии, отдельного изучения всех основ и положений религии, веру в каждую из них с пониманием, проявлением силы и воли. Нет никаких сомнений в том, такие широкие познания и вера в каждый аспект намного сложнее, а следовательно и желательней, чем произнести слова «я уверовал во все» в обобщенном виде. Но такой иман не присущ простому народу и общественности и не может быть достигнут легким путем. Это свойственно только ученым, религиоведам, которые достигли счастья веры во все это путем изучения всех религиозных положений.
Действительно, уверование в общем виде, сказав «Все, что было передано Аллахом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) является правдивым, я поверил и уверовал во все это» – это одно, а изучение и подтверждение их истинности по отдельности должным образом, как того желали Аллах и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), – это совсем другое. Поскольку один из них представляет собой признание истинности в общем виде, он называется «иман-и иджмали». А поскольку второй вид имана подразумевает собой отдельное изучение каждого аспекта и подтверждение их истинности, это является уверованием в каждую отдельную часть. На самом деле, даже человек, не являющийся мусульманином, входит в среду Ислама с общим иманом. Он становится мусульманином, не будучи при этом мусульманином. В этом нет никаких сомнений. Но, обладая тафсили иманом, он возвысится, станет мудрее и достигнет совершенства. Следовательно, оставаться до конца жизни с первоначальным иманом является неправильным.
Таким образом, иман имеет четыре таких шариатских ступени. А отдельное изучение и подтверждение истинности положений и основ, которые Пророк передал от Аллаха и выполнял в течение своей жизни, после уверования таким образом в Аллаха и Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) считается более полным иманом. Следовательно, после подтверждения того, что «Аллах и все, что от него получено, является правдивым», не нужно останавливаться на этом, а необходимо изо всех сил изучать все, что было передано Аллахом Пророку Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), обозначая фард фардом, ваджиб ваджибом, дозволенное дозволенным, недозволенное недозволенным. Но каждая из этих ступеней вместе с силой (волей, мощью) требует размышления. Ни на кого не возлагается больше его возможностей. Изучение всего, что передал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), и уверование во все это по отдельности является характерной особенностью только ученых, только они смогут это сделать. Соответственно, первым фардом для простого народа и общества является вера в Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада (да приветствует его Аллах!) и, в конце концов, отдельное изучение основ, являющихся основными и главными корнями исламского вероучения, и уверование в них.
В таком случае степени и ступени имана, которые мы описывали до данного момента, меняются в зависимости от возможностей и способностей человека. Ибо каждый человек обременен и ответственен согласно своим возможностям и способностям. С этой точки зрения, первая степень имана – иджмали иман является фардом для всех в целом. Поскольку в Ислам входят именно с этой двери. Однако для каждого мусульманина является фардом не останавливаться на этом и изучать вышеупомянутые основы имана, являющиеся главными столпами исламского вероучения, и уверовать в них без каких-либо сомнений.
Те, кто не ограничился такой верой, а исследовал, изучал все основы и положения религии и уверовал в каждую из них, укрепят свой иман, станут мудрее и достигнут совершенства.
Как мы уже узнали из хадиса при ответе на седьмой вопрос, количество основных столпов исламского вероучения равно шести:
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в ангелов Аллаха.
3. Вера в книги Аллаха.
4. Вера в Пророков.
5. Вера в Последний день.
6. Вера в предопределение плохого и хорошего (все хорошее и плохое происходит по желанию, воле и установлению Аллаха), сильная привязанность сердца к этим столпам и, таким образом, почитание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).
Все они составляют основу исламского вероучения. Их называют столпами имана. Таким образом, после уверования в Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) для каждого является фардом уверовать и в эти столпы имана.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.