Любовь к мирской жизни властвует над сердцами. Некоторыми из таких проявлений являются любовь к власти, лидерству и известности.
В хадисе, переданном от Ка`ба ибн Малика (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Страсть человека к богатству и известности наносят его религии гораздо больший вред, чем два голодных волка прокравшихся в центр стада (овец)» (Тирмизи, Зюхд, 43).
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
«В религии и в мирских делах, в качестве зла человеку достаточно того, что люди будут показывать на него пальцем (по причине известности, которой он так жаждал). За исключением тех, кого защитил Аллах Всевышний» (Байхаки, Шуабуль-Иман, № 6977).
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передавал, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Любовь к восхвалениям от других людей, делает человека слепым и глухим по отношению к истине» (Байхаки, Шуабуль-Иман, № 6977).
Существует три причины из-за которых человек жаждет лидерства в мирской жизни:
а) Посредством власти и известности добиться того, что является запрещенным. Подобное стремление само по себе является харамом.
б) Стремление к власти ради получения каких-то законных прав; достижения целей, являющихся мустахабом или мубахом; устранения зла или занятости для того, чтобы освободить время для поклонения; возвеличивания религии; побуждения к одобряемому и предостережения от порицаемого; исправления людей и наставления их на прямой путь.
Если подобные устремления осуществляются без показухи, утаивания истины, без отказа от соблюдения ваджибов и сунн, то это является разрешенным и даже поощряемым. Рассказывая о своих праведных рабах, Аллах Всевышний говорит в Коране:
«...и сделай нас предводителями богобоязненных (образцом благочестия и приверженности истинному пути)» (аль-Фуркан 25/74).
Если же подобное устремление не лишено перечисленных пороков, то в этом случае оно не будет считаться разрешенным. Так как в делах, являющихся харамом или макрухом хорошее намерение не имеет значения.
в) Упоение нафса от полученной власти и чувства собственного превосходства. Это похоже на удовольствие, проистекающее из страстной любви к богатству. Если это далеко от запретного, то подобное устремление не будет считаться харамом, но при этом оно будет считаться порицаемым. Так как наличие у такого человека намерения соблюдать права других людей, не будет достаточным, поскольку существует опасность того, что человек может свернуть на путь рийа (показухи).
Лекарством от этого является знание и понимание того, что обладание властью не является истинным совершенством, и что она может быть источником больших проблем и горестей. Также человек должен знать, что пустые дела, даже те, что являются мубахом, бросают тень на его репутацию. В одном из риваятов сообщается, что один падишах решил посетить одного отшельника известного своим аскетизмом.
Когда отшельник понял, что к нему хочет подойти падишах, он попросил принести еду и стал с аппетитом поедать ее, кладя себе в рот большие куски. Когда падишах увидел это, то в то же мгновенье отшельник упал в его глазах, и он развернувшись ушел. После того, как падишах ушел, отшельник сказал: «Хвала Аллаху, Который отдалил тебя от меня!».
Наилучшим и самым надежным способом избежать любви к известности, является отшельничество, то есть отдаленность от людей.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com