Начало: Ислам о сотворении мира
Ад – одно из величайших творений Всевышнего Аллаха. Он является местом заключения, тюрьмой для неверующих и грешников в ахирате. Господь говорит в Коране:
«Мы сделали Геенну местом заточения неверующих» (Аль-Исра, 8).
Однако большие грешники из числа мусульман тоже будут отправлены туда для получения своего наказания. После чего выведут из ада каждого, в чьём сердце обнаружится вера размером хотя бы с пылинку. Об этом сказано в хадисе посланника Аллаха ﷺ:
«Когда настанет День воскрешения, людей охватит волнение, и будут они в смятении обращаться друг к другу […] Потом (после обращения ко всем посланникам Всевышнего) они явятся к Исе (а.с.) за помощью, который тоже скажет: «Я не могу! Вам следует пойти к Мухаммаду!».
Тогда они придут ко мне, и я обращусь к своему Господу за позволением заступиться за них […] Я взмолюсь: «О, мой Господь! Моя община! Моя община!», и мне будет сказано: «О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» […]
Тогда я скажу: «О, Господь мой, позволь мне обратиться к Тебе с заступничеством за тех, кто говорил «ля иляха илляллах!». И Он скажет: «Клянусь Своей славой и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил «ля иляха илляллах»!» (Бухари, 7510); Муслим, 1/125).
И в подтверждение этого в аяте сказано:
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (Ан-Ниса, 40).
Ад, согласно одному из его названий «джаханнам», означает «глубокое дно», «бездонный колодец». О глубине его можно судить из рассказа сподвижника Пророка ﷺ Саида аль-Худри (р.а.): «Однажды посланник Аллаха вздрогнул от некоего грохота. В это время к нему явился ангел Джибриль (а.с.), и Пророк спросил его о природе услышанного грохота.
Он сказал: «Это был камень, брошенный в Огонь семьдесят лет назад, который только сейчас достиг дна Ада. Аллах пожелал, чтобы ты узнал об этом, потому довёл звук его приземления до твоих ушей» (Табарани).
Ад охвачен пламенем, а люди и то, чему они поклоняются вместо Всевышнего, являются его топливом:
«Вы и то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, – всего лишь растопка для Геенны, в которую вы войдете!» (Аль-Анбия, 98);
«Побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих!» (Аль-Бакара, 24).
Посланник Аллаха ﷺ рассказал о температуре адского пламени: «Ваш огонь (огонь этого мира) составляет лишь одну семидесятую часть огня Геенны». Ему сказали: «О, посланник Аллаха, нашего огня было бы достаточно для наказания». На что он ответил: «Нет, он больше на шестьдесят девять частей, каждая из которых такая же жаркая, как этот огонь». (Бухари, Муслим).
Это интересно! Читайте также: Не останавливайся: в чем заключается конечная цель ислама?
Аллах Азза ва Джалля создал в аду семь врат и установил над ним стражей из числа ангелов, имя которых Забани:
«У ада семь врат, в каждые из которых войдет определенная категория людей» (Аль-Хиджр, 44);
«Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено!» (Ат-Тахрим, 6);
«Ангелов над Геенной – девятнадцать. Стражами Огня мы сделали только ангелов, а (малое) количество их сделали искушением для неверующих…» (Мудассир, 30-31).
Главным же его стражем назначен ангел по имени Малик:
«Отчаявшись в облегчении мучительного наказания, грешники воззовут к Малику – стражу Огня: «Попроси твоего Господа послать нам кончину, чтобы мы избавились от мук». А Малик им ответит: «Вы пребудете в аду навечно!» (Аз-Зухруф, 77).
Самым сильным мукам будет подвергнут Иблис – сатана. Ибо он прародитель всякого зла и первым восстал против своего Господа.
Всевышний говорит:
«У ада семь врат, для каждых из которых предназначена определенная часть грешников» (Аль-Хиджр, 44).
Вместе с тем Он упоминает различные названия и качества ада в следующих аятах:
«А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает установленные им границы, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения» (Ан-Ниса, 14).
«Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в адской Бездне!» (Ан-Ниса, 140).
«А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями невыносимого пламени!» (Аль-Маида, 10).
«Среди них есть такие, которые уверовали в Мухаммада, и такие, которые отвернулись от него. Довольно им того пламени, которое в Геенне!» (Ан-Ниса, 55);
«Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них пламя!» (Аль-Ахзаб, 64).
«В тот день их поволокут лицом вниз в Огонь: «Вкусите прикосновение ас-Сакар!» (Камар, 48);
«Я брошу его в ас-Сакар. Откуда ты мог знать, что такое ас-Сакар? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу. (Мудассир, 26-29).
«Нет же! Он непременно будет ввергнут в Пламя сокрушающее! Откуда тебе знать, что такое Пламя сокрушающее (Хутама)? Это разожженный Огонь Аллаха!» (Хумаза, 4-6).
«Нет же! Это – не иначе как распалённое Пламя, сдирающее кожу с головы, зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся (от истины)» (Аль-Мааридж, 15-17).
«Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и ввергли свой народ в Обитель утраты – адскую бездну, в которой они будут гореть? Как же скверно это местопребывание!» (Ибрахим, 28-29).
«Это – бушующий огонь (достигший своего предела)» (Аль-Кариа, 11).
Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». Мы запишем то, что они сказали, и то, как несправедливо они убивали пророков, и скажем: «Вкусите мучения от обжигающего Огня» (Аль-Имран, 181).
От Анаса бин Малика (р.а.) приводится такой риваят:
«Явился ангел Джибриль (а.с.) к Пророку ﷺ с изменённым цветом лица, в связи с чем он спросил его о причине этого. Джибриль ответил: «О, Мухаммад! Я явился к тебе в тот час, когда Аллах повелел раздуть Адский огонь. И не подобает успокаиваться тому, кто знает, что Ад – это истина, и что огненная Геенна – истина, и что муки в могиле – истина, и что наказание Аллаха – суровее всех наказаний!».
Тогда посланник Аллаха ﷺ попросил его описать ад, и Джибриль сказал: «Хорошо. Когда Аллах сотворил Ад, то разжигал его тысячу лет, пока он не стал красным. Потом разжигал его еще тысячу лет, пока не стал он белым. Потом разжигал еще тысячу лет, пока не стал он черным. И этот черный мрак не имеет ни пламени, ни угольков.
Интересно! Читайте также: Между небом и землей: что пережил ангел Джибриль?
Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если проделать в ней отверстие с игольное ушко, то сгорели бы все жители этого мира до последнего! И если одну из одежд обитателей ада вывесить между небесами и землей, то от жара, исходящего от неё (или вони), умерли бы все обитатели этого мира […]
Жар ада невыносим, глубина его неизмерима, котлы в нем железные, питьё в нем только кипяток и гной. Одежды в нем из огня и у него семь врат. В каждых вратах места для женщин и мужчин».
Пророк спросил о том, похожи ли эти врата на те, что в этом мире.
Джибриль ответил: «Нет, они открываются и под одними находятся другие. Расстояние между ними равно 70 годам. Каждые врата сильнее своим жаром предыдущих в 70 раз.
И когда загонят в них врагов Аллаха, и они войдут через врата, их встретят ангелы аз-Забани, адское воинство с оковами и цепями, и будут люди эти нанизаны на цепи. Правые руки будут прикованы к шеям оковами, а левые руки будут введены в грудь и выведены меж лопаток. Крепко будут они связаны цепями, и каждый человек будет в одной обвязке с шайтаном.
Они будут обращены лицами друг к другу. И будут ангелы избивать их железными дубинками, а всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, они будут возвращены обратно (теми 19-ю ангелами)».
Пророк спросил: «Кто же те, кто будет за этими вратами?» Джибриль ответил: «За самыми нижними вратами будут пребывать лицемеры (мунафик) и те из неверных, кому ниспосылалась трапеза, фараон и его окружение. Называются эти врата ада «Хавийа». За вторыми вратами под названием «Джахим» будут находиться многобожники.
Третьи врата «Сакар» для сабеев. Четвертые врата «Лязза» – местопребывание Иблиса и его последователей, а также огнепоклонников.
Пятые врата «Хутама» для грешников из числа иудеев. «Аль-Азиз» – шестые врата, где будут пребывать грешники из числа христиан.
Затем Джибриль умолк. Пророк спросил, почему он не говорит о седьмых вратах, и Джибриль ответил: «В нем будут пребывать грешники твоей Уммы, о, Мухаммад, которые совершали большие грехи и не покаялись при жизни…».
Тогда посланник Аллаха ﷺ потерял сознание и лежал некоторое время в беспамятстве. Джибриль положил его голову на камень. И когда сознание вернулось к нему, он сказал: «О, Джибриль, как же мне тяжело и горестно! Разве войдет кто-нибудь из моей Уммы в ад?!», затем они оба заплакали» (Из книги «Танбихуль-афилин»).
Читайте также: Сотворение мира: Джаннат – Рай. Часть 6
Самое лёгкое наказание в аду описывается как горячие угли под ногами человека, и от жара этих углей станет кипеть его мозг. А о пище обитателей ада Всевышний сказал:
«Не будет у них еды, кроме ядовитых колючек. От них не поправляются, и они не утоляют голода» (Гашийа, 6-7);
«Поистине, дерево Заккум будет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди), оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток» (Ад-Духа, 43-46);
«Это угощение лучше или дерево Заккум? Мы сделали его искушением для несправедливых. Это дерево, которое растёт из основания ада. Плоды его словно головы шайтанов. Они будут пожирать их, наполняя ими свои животы. Потом плоды Заккума будут смешаны для них с кипятком. А потом их вернут в ад!» (Ас-Саффат, 62-68).
Всё это лишь часть из аятов, хадисов и преданий об ужасах ада. Если кто-либо спросит: «Почему же Господь столь суров в наказании?», тот пусть знает, что Аллах велик, и милость с наказанием, конечно же, соответствуют Его величию.
Поэтому тем, кто желает благополучия в обоих мирах, следует стремиться к милости Всевышнего, пока не настал день безнадёжности (который наступает для каждого уже с его смертью), когда «обитатели рая войдут в рай, а обитатели Огня – в ад, потом глашатай встанет между ними и скажет: «Обитатели рая! Смерти не будет – будет вечность! Обитатели Ада! Смерти не будет – будет вечность!» (Бухари).
Воистину, Аллах призывает людей к благому, добру, милосердию, чистоте, справедливости и к счастью. А тем, кто стремиться к дурному, Он лишь увеличивает его для них, и ведь Аллах ни с кем не поступает несправедливо.
Конец серии статей «Сотворение мира»
Использованные источники:
1. Ибн Араби, книга «Футухати Маккия».
2. Имам Газали, книга «Открытие Сердец».
3. «Сахих Муслим», «Сахих аль-Бухари» и другие.