С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Сотворение человека произошло в два этапа. На первом этапе создан общий предок всего человечества – Адам (а.с). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «И вот сказал твой Господь ангелам:
«Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника. Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 30).
По велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (а.с) на земле – это люди разных рас и внешности (Суюти Дурруль-Мансур: 1/120).
«Который сотворил все совершенным образом. Он дал начало творению человека из глины» (Ас-Саджда, 7).
«Сотворение человека из глины» активно изучают ведущие исследователи в области геологии и биологии. Исследованием этого вопроса были заняты такие известные учёные, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow. Они изучали свойства ила – смеси глины и песка. Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь её восстанавливает.
Лейл М. Койн говорит: «Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни – брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление – это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни».
Доктор Хартман добавляет: «Понятия «жизнь» и «живое» не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны».
То самое, по выражению доктора X. Хартмана, «что придаёт жизни живое», есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама [у обоих не было отца]: [Аллах] создал его [Адама] из земли, после чего сказал ему: «Будь! [Оживи!]» – и тот ожил» (Али Имран, 59).
«[Иудеи] спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» (Аль-Исра, 85).
Но Господь миров не ограничился созданием человека. Всевышний по Своей Безграничной Мудрости научил Адама (а.с.) всему необходимому.
«Он [Всевышний Аллах, чтобы показать превосходство первого человека над ангелами] научил Адама всем именам [и названиям всех творений]…» (Аль-Бакара, 31).
Господь дал Адаму (а.с.) возможность дать имена всему сущему на Земле, обучил его языку и речи. Аллах вложил в него неутолимую потребность и любовь к познанию. Когда Адам (а.с.) узнал название и предназначение всего, Всевышний Аллах сказал ангелам:
«Назовите мне их имена, если вы говорите правду [о том, что Адам не достоин быть наместником]». Они [ангелы] ответили: «Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый» (Аль-Бакара, 31-32).
«Он сказал: «О, Адам! Сообщи им те имена [и названия вещей]». И когда сообщил им их имена, Он [Всевышний Аллах] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайное [все, что уже было и что произойдет] на небесах и на земле, и знаю все, что вы проявляете и что скрываете?» (Аль-Бакара, 33).
Пророк Адам (а.с.) был одинок в райских садах. Однажды утром он проснулся и увидел взирающую на него женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (а.с.) спал, Аллах сотворил из его ребра женщину. Если подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (а.с.) была создана из его генетического материала. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. Она ответила: «Чтобы ты находил во мне покой». Ангелы, чтобы испытать его знания, спросили Адама (а.с.): «Как ее зовут?» Он ответил: «Хава». Ангелы спросили: «Почему ей дано имя «Хава»?» Адам (а.с.) ответил: «Потому, что она создана из живого (прим. в переводе с арабского «Хава» – «живая»)» (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
«О, люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин» (Ан-Ниса, 1).
Затем Аллах сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (Аль-Араф, 19). В садах Рая Адам и Хава обитали в полном благоденствии 130 лет (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [самим себе, нарушив повеление Аллаха]» (Аль-Бакара, 35).
Приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими обоими Аллах), что это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево.
Согласно преданию, которое приводится от Абу Алия (рахимахуллахи), у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в Раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из Рая (Ибн Касир: 1/113, Суюти Дурруль-Мансур: 1/130).
Таким образом, Господь оказал великий почет Адаму (а.с.) – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик Своим всемогуществом и повелел ангелам пасть ниц перед ним.
«…Затем Мы сказали ангелам: «Совершите земной поклон Адаму [из уважения к нему]!» Они совершили земной поклон, кроме Иблиса, который не поклонился» (Аль-Араф, 11).
Иблис (Сатана) – один из джиннов, созданных из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов, но, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама (а.с.), а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.
«И все ангелы до единого совершили земной поклон. За исключением Иблиса. Он отказался совершать земной поклон [Адаму]. [Всевышний Аллах] спросил: «Иблис! Что с тобой? Почему ты не совершил земной поклон?» Он ответил: «Не подобает мне кланяться перед человеком, которого Ты сотворил из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли». [Всевышний Аллах] сказал: «Выйди отсюда [покинь небеса]. Отныне ты [лишен всех благ, проклят] и побиваем [камнями]. И, поистине, проклятие на тебе до Судного Дня» (Аль-Хиджр, 30-35).
«[Иблис]сказал: «Клянусь Твоими достоинствами! Я введу в заблуждение их всех, кроме Твоих [избранных] очень искренних рабов!» (Сад, 81).
Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний изгнал Иблиса из Рая. Покидая Рай, Иблис сказал:
«Затем я буду подходить к ним [со всех четырех сторон] спереди и сзади, справа и слева. И Ты увидишь, что большая их часть – неблагодарные». «[В ответ на это Аллах] сказал: «Выйди отсюда презренным и отвергнутым! А кто из них [потомков Адама] последует за тобой, теми Я и наполню Ад – всеми вами» (Аль-Араф, 16-18).
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (Аль-Араф, 20).
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха]» (Та Ха, аят 115).
Согласно смыслу аята, Адам (а.с.) был прощен за свою забывчивость, и его приближение к дереву не нарушило его невиновности. Аллах простил их, после этого они были спущены из Рая на землю, где Адам (а.с.) получил пророческие откровения Всевышнего. Аллах приказал Адаму (а.с.):
«Спуститесь отсюда вместе, и между вами [потомками Адама и Хавы] будет вражда [одни будут притеснять других]. А когда к вам придет от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадет в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]» (Та Ха, 123).
Арабское слово инсан (человечество) происходит от нисйан (забывать). Это часть человеческой сущности. Люди забывчивы, поэтому нуждаются в напоминании о своей сущности и предназначении. Земля лишь временное пристанище, и от того, как человек проживет свою жизнь, зависит, попадет он в Ад или в Рай.
Перед смертью Адам (а.с.) напомнил детям, что Господь не оставит их без руководства, Он станет отправлять к ним пророков (мира им всем), каждый из которых будет особенным, с разными именами, качествами и чудесами. Но у всех них будет одна миссия – призыв поклоняться Единому Богу.
Продолжение следует...