Сможет ли человек взять на себя бремя чужих грехов в Судный день?

Человек несет ответственность лишь за то, что он совершил. Об этом было сообщено рабам Господа через ниспосланные книги и пророков. К тому же Аллах дал человеку совесть, чтобы различать добро и зло, правильное от неправильного. Обладатели здравого рассудка должны прислушиваться к голосу своей совести.

Человеку дано право по своей воле свободно выбирать между правильным и ошибочным. Поэтому каждый будет отвечать за свои поступки. Никто не понесет чужого бремени, не ответит за чужие грехи. Не могут отвечать за какого-то убийцу, вора или мошенника его родные, друзья или потомки. Следовательно, и ни один грешник не сможет взять на себя чужие грехи. Однако человек, подстрекающий других ко злу, и сам получит наказание.

К примеру, если кто-то помешает другому совершать поклонение, говоря “можешь сегодня пропустить ибадат, грех за это я беру на себя”, он не сможет взять на себя грех за пропущенное другим поклонение, но понесет наказание за воспрепятствование совершению поклонения. А тот, кто пропустил ибадат, сам понесет за это свое наказание.

«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (сура «Наджм», аят 38).

Точно так же, если кто-то совершит кражу, за это не будут наказаны другие. Каждый отвечает лишь за свои дела. Но если один человек будет подстрекать другого к преступлению или заставит его совершить, тогда вина ложится и на того, кто подстрекал, заказывал или заставлял совершить преступление. Если кто-то станет поводом для совершения кражи другим человеком, то виновен не только совершивший кражу, но и тот, ради которого она была совершена.

В Судный день каждый будет отвечать только за свои дела. Ни у кого не будут спрашивать о грехах других людей, никто не сможет взять на себя чужие грехи. В Коране об этом сказано: «Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Ан’ам, 6:164).

Мекканские язычники говорили нашему Пророку (мир ему и благословение): «Вернись в нашу религию, и мы поручимся за тебя во всем, чего ты захочешь в этом мире и в ахирате. И если по твоему пожеланию мы совершим грех, пусть наши грехи падут на наши головы».

А ведь дела каждого помогут или навредят ему самому, и он сам отвечает за них. Ни один человек в здравом уме не станет совершать грехи, запрещенные Аллахом, только из-за пожелания другого, и не откажется исполнять повелений Аллаха. Ведь за каждое греховное деяние ему придется отвечать самому, а не кому-то другому.

В таком случае, когда кто-то говорит другому: «Ты сделай то-то и то-то, а грехи и наказание я возьму на себя», он говорит неправду. Будет наказан тот, кто совершает грех. Однако и тот, кто говорит подобную неправду, будет обязательно наказан  и за свою ложь, и за подстрекательство ко греху. Однако это не означает, что грех не принесет вреда никому, кроме совершившего его.

Хотя любое действие будет относиться лишь к его субъекту, но и грех будет возложен на каждого, кто имеет к нему отношение. Ни один человек не сможет взять на душу грех другого грешника и непокорного. Каждому на шею повесят его деяния. Никто не может быть обвинен и наказан за чужие поступки. А если предпочитать молчание ради дружбы и товарищества, то это будет иметь такие же тяжкие последствия, как если это сделать самому.

Если тот, у кого грехи окажутся тяжкими, попросит других взять на себя часть его вины, от его ноши ничего не убавится. Никто не может попасть в Ад за чужие грехи, и никто не войдет в Рай за счет чужих воздаяний. Каждый предстанет перед Аллахом с совершенными им деяниями.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle