«Разве тот, кто знает [и твердо верит], что ниспосланное тебе [Коран] от твоего Господа – истина, сравнится со слепым [чье сердце не видит]?! Но принимают наставление лишь обладатели разума! Они верны договору с Аллахом и не нарушают обещаний [данных Аллаху]» (Ар-Ра‘д, 13:19-20).
В этих аятах мы сталкиваемся с двумя разными типами людей. Первый из них понимает истинность всего ниспосланного Аллахом и в силах постичь эти истины. Другой же закрывает глаза и сердце, чтобы не видеть и не чувствовать эти истины, и остается к ним невосприимчивым.
Непонимание истинности Корана здесь сравнивается со слепотой. Однако это не физическая, а духовная слепота, это неспособность видеть сердцем, постигать душой.
Как физически невидящий человек, шагая по дороге, в любую минуту может упасть в какую-нибудь яму, так и невосприимчивые к Корану люди остаются один на один с большими опасностями и в этом мире, и в ахирате.
Мы не входим в данную группу, поскольку осознаем, что Коран – это истинная книга. Однако 20-й аят напоминает нам об очень важной для нас религиозной и нравственной обязанности.
Это наша обязанность – исполнять данное Аллаху обещание, не нарушать завета с Ним. Когда наш Господь спросил у потомков Адама:
«Разве Я − не ваш Господь?» Они сказали в ответ: «Да, мы свидетельствуем об этом» (Аль-А‘раф, 7:172).
По сути, этот договор (мисак) символически объясняет нам, что в нашей душе заложено врожденное чувство уверенности в существовании Аллаха и в Его божественности. То есть мы с рождения обладаем таким духовным строением, которое имеет очень высокую степень готовности к восприятию мысли о существовании Аллаха. Из-за обладания разумом, эта наша внутренняя убежденность превращается в обязанность.
Вот завет (ахид) и означает нашу ответственность и ряд обязанностей, источником которых является эта существующая в нас природная убежденность. Можем вкратце определить их, как советы, указания и запреты Аллаха. В принципе, в основе нашего существования лежат понятия мисак (договор) и ахид (завет) с Аллахом.
Все пророки напоминали людям об этом доисторическом договоре, когда будущие потомки Адама подтвердили, что их Господом является Аллах, а также о завете с Аллахом, т.е. об обещании людей исполнять предписания и запреты Аллаха.
Мы понимаем, что Коран ниспослан Аллахом, как милость от Него, и это возлагает на нас важную обязанность. Она заключается в соблюдении завета с Аллахом, исполнении Его предписаний и запретов. Завет − это слово, которое мы дали лично. Если мы нарушим завет, это будет означать измену основам нашего существования.
Ведь, когда мы говорим о верности слову, прежде всего, нужно иметь в виду верность завету с Аллахом. Пока нет верности завету, не может идти речи о настоящей верности клятвам, которые мы даем людям.
Для повсеместного исполнения людьми договоров также требуется, чтобы они помнили: неукоснительное соблюдение договоров предписано Аллахом. Выражаясь яснее, наши обязательства перед обществом и перед близкими зависят от наших обязательств перед Аллахом.
Наш Господь говорит нам: Он будет верен завету с нами и выполнит данное слово (Рай), если мы не станем нарушать завет с Ним (Аль-Бакара, 2:40).
В противном случае мы будем в числе распространяющих нечестие и потерпевших урон. Тогда в ахирате для нас не будет никакого удела. Чтобы не попасть в такое положение, нам нельзя забывать, что мы являемся одной из сторон договора с нашим Господом, и четко понимать возлагаемые этим на нас религиозные и нравственные обязанности.
Ни на минуту нельзя упускать из виду, что завет с Аллахом возлагает на нас широкую ответственность, которая охватывает все стороны нашей жизни.
А что вы думаете о духовной слепоте? Напишите в комментариях?