Каким образом надо следовать Корану
Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решениям муджтахидов одного из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Следование Корану путем собственного толкования аятов или чтения тафсиров может быть оправдано лишь в случае полного отсутствия доступа к знаниям. В этом положении могут быть люди, оказавшиеся в полной изоляции от внешнего мира, вследствие ареста или других причин. Несмотря на то, что в Коране есть все необходимые Предписания, истинное значение их раскрыл только Посланник (мир ему и благословение Аллаха). А в Коране строго предписано следовать Посланнику:
"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной… " (3: 31).
И еще: "Веруйте же в Аллаха и Его посланника… и следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!" (7: 158).
И еще: "Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху…" (4: 80).
В своей книге "Мактубат" Имам Раббани, да будет милостив к нему Аллах, пишет: "Всевышний Аллах сообщает в Коране, что следовать Его посланнику, - значит следовать Ему. Стало быть, нет других вариантов без следования Посланнику. Об этом Всевышний Аллах неоднократно утверждает словами "Несомненно, это так", напоминая тем, кто не задумывается над этим Предписанием. Всем необходимо запомнить, что эти два следования неразрывны друг от друга. В суре "Ниса" Аллах, хвала Ему Всевышнему" предупреждает: "Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". И хотят найти между этим путь, - они неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!" (4: 150-151).
О Значении Хадисов и как ими пользоваться
Теперь, когда мы выяснили, что следовать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) является Обязательным Предписанием (Фард), становится ясным необходимость следования и его высказываниям (хадисам), и его образу жизни. Весь комплекс информации об образе жизни и высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) называется Сунна. Если бы не было Сунны, то мы не имели бы сведений о количестве рукнов и способах выполнения молитв. Не знали бы кому, с какого момента, когда и сколько выплачивать закят. Не имели бы сведений о посте, хадже и других религиозных предписаниях. То есть, никто не смог бы извлечь подобные знания из Корана.
Отсюда следует, что для понимания Корана необходимо обращение к хадисам, раскрывающим смысл Священного Писания.
Теперь, давайте рассмотрим, как это должно происходить. Зададим себе вопрос: "Каждый ли человек может обращаться к хадисам"? Вопрос можно поставить и по-другому: "Все ли мусульмане способны понимать смысл хадисов"? Можно спросить и так: "Нет ли скрытых знаний и в хадисах"?
Да, безусловно, есть хадисы, смысл которых ясен. Но большинство хадисов требуют толкования их знатоками науки Фикх – Факихами.
Знатоки хадисов (Мухаддисы) могут дать информацию лишь о том, кто, где и когда услышал это высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и кто были последующие передатчики этого хадиса. Истинный смысл каждого хадиса определяет ученый - Факих (Фукаха). Настоящий Факих является Муджтахидом. Таковы основатели мазхабов - эпонимы сохранившихся до нашего времени 4-х богословско-правовых школ Приверженцев Сунны и их самые способные ученики. Только такие ученые способны дать заключение по правовому решению какого-либо вопроса путем обращения к 4-м Источникам:
Науки хадисоведения (Ильм-и Хадис) и религиозного права (Ильм-и Фикх) весьма сложны, и являются двумя из восьми основных религиозных наук Ислама.
Итак, для того, чтобы понимать смысл непростых сообщений, которые обычный человек может истолковать по-разному, необходима помощь ученых. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу высказывался довольно определенно: "Следуйте пути ученых" [от Дейлеми]. Да и в Благородном Коране об этом сказано так же довольно ясно: "…- спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете" (16: 43). И далее, сказано: "…И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…!" (59: 7). А даровал нам Посланник (мир ему и благословение Аллаха) многочисленные хадисы, в которых настойчиво призывает следовать за учеными, а не толковать аяты и хадисы по собственному разумению.
Вспомним еще раз приведенное выше высказывание имама Ахмада ат-Тахтави в комментариях к книге "Дурриль-Мухтар", где он говорил, что Предписание Всевышнего в Коране: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь…» (3: 103) является указанием каждому мусульманину следовать за учеными по фикху, выполняя все их религиозно-правовые решения.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»