Фото: hakanyalicn / shutterstock.com.
Золотое поколение ислама: кто такие суфии?
Наряду с развитием науки, духовное влияние Пророка ﷺ и его сподвижников начало ослабевать. Люди уже не так преданно поклонялись Аллаху, в их сердцах не было такого сильного стремления, как у их предшественников. Вот именно в этот момент появилась необходимость в духовном воспитании мусульман, чем и занимались ученые тасаввуфа.
Некоторые из востоковедов считают, что суфии появились только потому, что появились другие ученые, однако это мнение неверно, суфии появились для того, чтобы заполнить духовный недостаток, возникший в этот период (Мухаммад Юсуф Хаттар. Тарикат в свете Корана и Сунны (Энциклопедия суфизма). / Пер. с арабского Р.К. Адыгамова. – М.: Издательский дом «Ансар», 2012. – С. 17–18).
Великий алим своего времени, учитель таких великих алимов, как Ибну Хаджар, Рамали и других, в свое время бывший ректор знаменитого исламского университета «Аль-Азхар», Шейх Закария Ансари говорит, что тасаввуф – это наука об очищении нафса, облагораживания нравов, усовершенствовании явного и сокрытого поклонения Всевышнему (Магомедов А.М. Тасаввуф / А.М. Магомедов // Суфизм как фактор сохранения мира и стабильности: Материалы Республиканской научно-практической конференции (29 мая 2004 г.). – Махачкала, 2005. – С. 29).
Фото: Ислам-тудей
Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути (Рис. 6. Саид Рамазан аль-Бути), один из выдающихся и общепризнанных алимов современности, пишет: «Тасаввуф является сердцем ислама, жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если не будет тасаввуфа, то ислам превратится в традиции, обычаи. Тасаввуф по своей сути был и в прошлом (т.е. во времена Пророка), название же появилось позже» (Аль-Буты Р. Салафия / Рамазан Аль-Буты. – М.: Ансар, 2008 – С. 117).
Имам аль-Газали сказал: «Целью науки тасаввуф является очищение нравов от всего негативного и очищение сердца от всего, кроме Аллаха, путем постоянного непрерывного поминания Всевышнего. Я удостоверился в том, что суфии следуют истинным путем Аллаха, их поведение является наилучшим, их путь самый верный из всех путей и нравы их самые чистые.
Если собрать разум всех разумных, мудрость всех мудрецов и науку всех достигших глубин Шариата и попробовать изменить в сторону улучшения что-либо в служении, поведении и нравах суфиев, то сделать это будет невозможно, потому что все в их поведении относительно явного и тайного взято из поведения Пророка ﷺ и знаний, полученных от него.
И для меня, воистину, стало явным, что эта группа является спасшейся группой. Что еще могут говорить люди о тех, для кого первым условием является полное очищение сердца от всего, кроме Аллаха, и кто утопили свои сердца в поминании Всевышнего. Вступление на путь тасаввуфа является обязательным, ибо никто кроме пророков не застрахован от недостатков и душевных болезней» (Магомедов А.М. Тасаввуф / А.М. Магомедов // Суфизм как фактор сохранения мира и стабильности: Материалы Республиканской научно-практической конференции (29 мая 2004 г.). – Махачкала, 2005. – С. 30).
Тарикат Бекташи: концепция «Мухаббат» и послание мира
Имам Джунайд аль-Багдади сказал: «Тасаввуф – это следование благим нравам и отход от плохих нравов».
Шейх Мухаммад аль-Араби говорит: «Тасаввуф – это сохранение шариатской этики в явном и тайном поклонении. Тасаввуф – это благой нрав, и кто лучше тебя в благонравии, тот больше владеет учением тасаввуфа».
Ахметшин Д.Ф.