Факих (р.г.) сказал: «Тому, кто свою надежду делает маленькой, Аллах дает пять караматов.
Первый: Аллах сделает его сильным в подчинении Себе. Ведь если человек знает, что вскоре умрет, он не печалится за будущее, так как такая печаль порицаема. Он будет стараться совершать поклонение и увеличить благодеяния.
Второй: его печали уменьшатся. Ведь если человек знает, что смерть близка к нему, то не будет печалиться о том, что порицаемо.
Третий: Аллах сделает его довольным тем, что невелико, так как если он знает, что смерть близка к нему, то, поистине, он не будет желать многого.
Четвертый: его сердце будет светлым, ибо сказано: «Свет сердца в четырех вещах: в голодном желудке, в хорошем друге, в сохранении прошлого греха, то есть памяти и в маленькой надежде, так как того, кто возлагает большие надежды, Аллах накажет четырьмя вещами.
Во-первых, лень в поклонении,
во-вторых, увеличение горестей по отношению к этому миру,
в-третьих, алчность в накоплении богатства и
в-четвертых, почернение сердца, ибо сказано:
«Сердце чернеет из-за четырех вещей: 1) от полного желудка; 2) от дружбы с плохим человеком, 3) от забывания прошлых грехов и 4) от больших надежд». Мусульманину нужно уменьшить надежды, ибо он не знает на каком дыхании и в каком месте умрет».
Аллах Всевышний сказал:
«И не знает человек, в какой земле умрет». Некоторые комментаторы Корана сказали: «Он не знает, в каком месте умрет».
В другом аяте Аллах сказал: «Поистине, ты смертен и, поистине, они смертны».
Также Всевышний Аллах сказал: «...а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить».
Мусульманину нужно часто вспоминать смерть, ибо он не лишен печали о шести вещах. Во-первых, деяние, которое показывает путь в Ахират. Во-вторых, друг, который помогает поклоняться Аллаху и оберегаться от совершения греха по отношению к Аллаху. В-третьих, познание врага и сохранение от этого врага. В-четвертых, гыйбрат (поучительный пример). Он размышляя о признаках Аллаха Тааля и смене ночи и дня будет извлекать для себя урок. В-пятых, быть воспитанным (скромным) по отношению к людям, чтобы они не предъявляли претензии в Судный день. В-шестых, чтобы не быть опозоренным в Судный день, готовиться к смерти, пока она не настигнет.
Мухаммед бин Фазил со своим иснадом передал от Хасана Аль-Басри (р.г.), что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал своим сподвижникам: «Желает ли каждый из вас войти в рай?» Они сказали: «Да, пусть Аллах пожертвует нас для тебя, о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Сокращайте свою надежду, стыдитесь Аллаха совершенной стыдливостью». Сахабы сказали: «О Посланник Аллаха, каждый из нас стыдится Аллаха».
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Это не та стыдливость, но стыдиться Аллаха - значит вспоминать о могилах и испытаниях, а также беречь голову и то, что она хранит в себе. Желающий достоинства Ахирата отказывается от украшений этого мира, и кто поступает так, тот и стыдится Аллаха и достигнет валайата (валайат — линия друзей Аллаха, начинающаяся от Посланника Аллаха (с.г.в.) и идущая вплоть до сегодняшних дней – прим.) Аллаха».
Передано от Хамида Гаджали, который сказал: «Посланник Аллаха (с.г.в.) прочитал следующий аят:
«Увлекла вас страсть к умножению, то есть страсть к приумножению мирских благ, пока не навестили вы могилы».
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Говорит сын Адама: «Мое богатство, мое богатство!» - но разве принадлежит тебе, о сын Адама, хоть что-нибудь, кроме того, что ты съел, уничтожив это, или (той одежды, которую) ты носил, износив до предела, или (того, что) ты подал как милостыню, завершив это».
Хасан Басри (р.г.) сказал: «В Торе написано пять строк. Богатство - в довольстве, здоровье - в одиночестве, свобода - в оставлении желаний нафса, любовь - в избавлении от страсти. Польза в длинные дни достигается терпением в короткие дни».
Передано, что, поистине, Посланник Аллаха сказал: «О мой Аллах, даруй целомудрие и необходимое для жизни пропитание тому, кто полюбил меня, и увеличь богатство и детей того, кто разгневался на меня».
Факих со своим иснадом передал от Хусейна бин Гали, сказавшего: «Посланник Аллаха (е.г.в.) сказал: «Любовь к этому миру увеличивает горе и печаль. Сохранение от мира делает сердце и тело спокойными. Я не боюсь, что к вам придет бедность, но я боюсь, что к вам придет богатство. Если этот мир соберется для вас, как собирался людям, жившим до вас, то вы пожелаете его так же, как пожелали они. Этот мир погубит вас так же, как погубил их».
Из книги "Танбихуль гафилин"