Сделка с шайтаном: как люди покупают дунью ценой Рая

Фото: rthanuthattaphong / elements.envato.com

Фото: rthanuthattaphong / elements.envato.com

«Его цена не в дирхамах»

Как сказано в предании, шайтан каждый день кладет бренный мир (дунья) себе на ладони, поднимает словно товар на продажу и спрашивает: «Кто купит у меня мир, который приносит вред, но не пользу, который печалит, но не радует?» Люди (ахли-дунья) отвечают: «Мы».

Шайтан предупреждает: «Не торопитесь, у него есть недостатки». Люди настаивают: «Это не важно».

На этот раз шайтан говорит: «Его цена не в дирхамах, динарах, монетах или марках. Его цена – ваше место в Раю, ваша доля. Я купил этот мир за четыре вещи: проклятие, гнев и наказание Аллаха, отдаление от Него, неисполнение Его повелений и неподчинение Его запретам. В обмен я отдал свое место в Раю». Люди в ответ говорят: «Мы соглашаемся на эти условия».

Шайтан говорит: «Я хочу, чтобы вы дали мне часть прибыли от этой торговли, поместив этот мир в ваших сердцах и никогда отказываясь о него». Люди снова соглашаются: «Да, мы берем на таких условиях». И покупают. Тогда шайтан удивленно говорит: «Какая плохая торговля!»

Откровения шайтана: что причиняет ему наибольшие страдания?

Некоторые люди не верят, что джинны являются отдельным видом нематериальных существ, и говорят, что они такие же субстанции, как воздух или огонь, но способны принимать облик змей, скорпионов, верблюдов, собак, коров, мулов, лошадей, ослов и людей. Для пророка Сулеймана (а.с.) джинны строили крепости, делали железные предметы, статуи, посуду. Они способны выполнять тяжелую работу и обладают разумом.

Другие утверждают, что джинны – это земные и низшие существа, которые не занимают места на земле и не являются материальными телами. Такие существа могут быть либо приближенными ангелами (мукарраба), которых гностики (мешшаиюн) называют «гнозисом», а политеисты (ишракиюн) – «высшим и действенным светом», либо существами, имеющими отношение к управлению материальными телами, которых гностики называют «небесными душами», а политеисты – «управляющими духами».

Высшими из этих ангелов являются ангелы, несущие Арш, число которых сегодня четыре, а в Судный день будет восемь. Затем это те, которые вращаются вокруг Арша. После них один за другим следуют ангелы Курси и небесных сфер. За ними идут ангелы атмосферы и воздуха. Ангелы воздуха – это своего рода ангелы ветра, обладающего «зефирной» природой. За ними следуют ангелы «морозной сферы», то есть холода и зимы, а также ангелы морей и гор.

«А’узу билляхи»: смысл и величие просьбы о защите у Аллаха

Духи, управляющие растениями и животными, относятся к низшему уровню духовного мира. Некоторые из них обладают божественными качествами и добрым нравом, их называют «добрыми джиннами». Другие же духи, имеющие мутный и мерзкий облик, становятся «шайтанами». Об этом пишет Фенари в своем труде «Тафсир аль-Фатиха».

Понятно, что под словом «шайтан» имеется ввиду Иблис и его помощники. По другой же точке зрения, это общий термин, используемый для людей и джиннов, которые отказались от правильного пути и впали в заблуждение. На это указывает Всевышний Аллах, используя выражение «шайтаны из людей и джиннов» (аль-Ан’ам, 6/112).

Раджим – это шайтан, подвергшийся проклятию, которого ангелы выбрасывают и изгоняют с небес. Или это изгнание шайтана, который хочет подняться на небеса, когда побитый камнями он летит вниз, как падающая звезда. Его попытка подняться на небеса и получить информацию с Лавх-и Махфуза является одним из самых плохих свойств шайтана.

В Коране есть много других отрицательных имен и качеств, связанных с шайтаном. Среди них слово «раджим» символизирует все его злодеяния, так как оно включает в себя все наказания, предназначенные для шайтана. Вот почему среди имен и качеств шайтана специально выбрано именно это слово и используется при начале чтения Корана.

Из книги «Рухуль-Байан»

Социальные комментарии Cackle