Наставление пятницы: «Самые любимые Аллахом из вас те, кто любит и любим»

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com

Относиться к людям с милосердием и состраданием является сунной. Поступать таким образом гораздо лучше, чем совершать дополнительные поклонения, укрывшись где-нибудь в дальнем углу.

Некоторые религиозные ученые предпочли жить в уединении, отдалившись от людей и избегая встреч и бесед с ними. Вот некоторые из них: Ибрахим ибн Адхам, Фудайл ибн ‘Ийад, Дауд ат-Таи и Сулейман Хаввас рахимахумаллахи. Эти ‘алимы взяли в качестве довода слова Му‘аза ибн Джабаля радыяллаху ‘анху: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Для этих пяти человек я буду поручителем».

Эти перечисленные выше ученые отдалились от людей по той причине, что хотели ещё лучше воспитать свой нафс, отвернувшись от мирских соблазнов. Путь к достижению высокой духовности (маневият) пролегает через верность (садык) и искренность (ихлас).

1000 и один хадис: «Ты будешь с теми, кого ты любишь»

Отдалившись от людей, уединяются в дальнем углу ради близости к Аллаху. Это называется хальвет (уединение). Пребывая в хальвете, человек крепче держит данное слово, учится довольствоваться лишь малым, уповать на Всевышнего и сдерживать свой гнев. Он доволен тем, что имеет, и отказывается от лишнего. Вместе с этим, он освобождает себя от обязанности призывать людей к добру и удерживать их от всего плохого. Он избавляется от грехов, которые совершал, пребывая среди людей, перестает заниматься показухой. Ему не нужно льстить, заискивать перед людьми, надеясь что-то от них получить.

Настоящий хальвет – это отказ от тесного общения с людьми, встречаясь с ними только по мере необходимости.
Даже находясь среди людей, нужно предпочесть молчание. Главное – молчание, и лишь потом идут разговоры. И когда говоришь, имей при себе серьезные доводы. Некоторые ‘алимы говорили об опасности нахождения среди людей, встреч и бесед с ними.

Некоторые же ‘алимы предпочитали тесное общение со многими людьми, проводили встречи и беседы, призывая их к братству ради Аллаха. Доводами для них являются эти аяты:

«…и вы по милости Его стали братьями» (Алю Имран, 103).

«А если они захотят обмануть тебя [мирным договором, чтобы подготовиться к сражению против верующих], то тебе, поистине, достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей по мощью и верующими. Он соединил их сердца [после вражды]. Если бы ты потратил все, что есть на земле, то не смог бы соединить их сердца, однако Аллах соединил их [Своим Могуществом]. Поистине, Он – Достойный, Мудрый» (Аль-Анфаль, 62-63).

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com

В хадисе было сказано так: «Самые любимые Аллахом из вас те, кто любит и любим». Абу Якуб ас-Суси рахимахуллахи говорит: «Отшельничество могут выдержать только сильные духом люди. А такие, как мы, должны держаться вместе. Это полезнее. Наблюдая друг за другом, люди учатся совершать благие деяния».

Данное суждение также понравилось и Абу ‘Усману Магриби рахимахуллахи, который сказал: «Удалиться от мира могут лишь ‘алимы, посвятившие себя Аллаху». Такие великие предшественники, как ‘Абдуллах ибн Муба рак, Са‘ид ибн Мусаййаб рахимахумаллахи, и многие ‘алимы старались тесно общаться с людьми, проводили с ними беседы, призывая их к братству по вере на пути Аллаха. Они соизволили говорить, что польза от бесед на нравственные темы состоит в очищении закупоренных душевных артерий. Во время этих бесед человек может многое узнать, и благодаря знаниям, укрепляются его сердце и дух. Так он учится противостоять бурям невзгод, от ражая все беды острым мечом имана.

«Не води дружбу с человеком, чьи слова и действия не подталкивают к Аллаху»

В этих беседах зарождаются братские узы, возникают взаимная близость, желание помочь и поддержать друг друга. Человеческий дух воспрянет и вознесется к Величайшему Другу (Ар-Рафик Аль-А‘ля). В земном мире это схоже со звуками, которые усиливаются, сливаясь друг с другом. Когда звуки сольются, они прорывают аджрам (аджрамом называют неодушевленные предметы – прим.).

Когда же остаются в одиночестве, то бывают бессильны выразить даже свои желания («Халиса»; «Авариф»). Мусанниф рахимахуллахи также выражает свое согласие с последними суждениями.

Поскольку нелегко отплатить добром за душевные беседы, спасающие тебя от многих бед, то и получить за это можно много савабов. Невозможно перечислить все долги перед ними. Один из них – быть вместе с ними в том, что касается всего телесного и действий, но быть отличным от них с точки зрения духа и веры. Абу ‘Али Даккак рахимахуллахи говорит: «Ешь то, что едят люди, и одевайся так, как они одеваются. Но сердцем будь отличен от них (во внутреннем мире живи одиноким)». Вот поэтому было сказано, что человек, познавший Аллаха (‘ариф), вместе с людьми, но его душевный мир отделен от них.

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle