«[Аллах простил] Троих, оставшихся позади [в принятии их покаяния], так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы [то есть они не могли найти себе места и обрести покой]. Их души стали тесными [для их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем], и они поняли, что им негде укрыться от [гнева] Аллаха, кроме как у Него же. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться [дал им возможность покаяться]. Поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милующий [верующих]» (Ат-Тауба, 9:118).
Когда наш Пророк (с.а.с.) объявил всем мусульманам о том, что у кого есть силы, тем следует готовиться к походу в Табук, сподвижники завершили подготовку и вместе с нашим Пророком (с.а.с.) вышли в путь. Однако трое сахабов, о которых идет речь в аяте, не отправились в дорогу. Из разных хадисов становится понятным, что этих трех сахабов звали Кагб ибн Малик, Хиляль ибн Умаййа и Мурара ибн Рабиа (р.а.).
Кроме них в походе также не участвовали более восьмидесяти лицемеров, но их отказ от участия в походе не имел большого значения. Эти отставшие от похода люди затем приходили к нашему Пророку (с.а.с.) и выдвигали разные причины в свое оправдание, просили прощения. Наш Пророк (с.а.с.) принял их извинения и клятвы на верность, помолился за них. А знание истинных намерений этих людей он оставил Аллаху.
Однако те трое человек, ставших причиной ниспослания этого аята, не искали оправданий. Они не стали говорить неправду и убеждать Посланника Аллаха (с.а.с.) в своей невиновности. Ибо это были не какие-то лицемеры, боявшиеся ислама, а искренние верующие, отставшие от похода только из-за лени и желания отдохнуть.
Один из героев этого рассказа Кагб ибн Малик позже так объяснил произошедшее: «Обычно, вернувшись с похода, посланник Аллаха (с.а.с.) приходил в мечеть, совершал намаз в два ракаата, а затем возвращался домой. Еще до выхода нашего Пророка (с.а.с.) из мечети, я терзал себя сомнениями, понимая, что говорить ложь не является выходом в моем положении. Я был уверен в необходимости говорить чистую правду. С такой убежденностью я вошел в мечеть и рассказал, что в тот день у меня не было никакой уважительной причины и, когда мусульмане отправлялись в поход, я был сильным и здоровым. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Этот человек говорит правду». А затем он мне велел: «Встань и жди решения Аллаха о тебе». Я встал и ушел. Когда я выходил, несколько человек подходили ко мне и говорили: «Почему ты не сообщил о какой-нибудь уважительной причине? А вот некоторые нашли себе оправдание и спаслись». Кагб ибн Малик далее сказал, что эти люди так сильно уговаривали его, еще бы немного, и он вернулся бы к посланнику Аллаха (с.а.с.) и стал бы ему врать. Но тогда он спросил: «Неужели нет никого, кто говорил, как я?» Те ему ответили: «Да, есть еще двое, которые не искали оправданий».
Узнав о том, что эти двое были Хиляль ибн Умаййа и Мурара ибн Рабиа, участники сражения при Бадре, он решил последовать их примеру, будучи уверенным, что поступил правильно. Кагб ибн Малик был намерен твердо следовать своему решению, чего бы ему это не стоило.
Посланник Аллаха (с.а.с) потребовал от мусульман, чтобы они не разговаривали с этими троими, не здоровались с ними. Сахабы подчинились этому указанию. Земля стала тесной для этих людей, несмотря на ее просторы. В течение сорока дней они ни с кем не могли обмолвиться ни словом. Через сорок дней посланник Аллаха (с.а.с.) отправил в их семьи сообщение с таким же запретом на разговоры. Они оказались в Медине в очень трудном положении, как об этом сказано в аяте. Они жили среди людей, но были в полном одиночестве, которое становилось для них невыносимым.
Через десять дней по истечении срока запрета мусульманам разговаривать с этими людьми был ниспослан упомянутый нами аят. Все мусульмане и особенно эти трое сильно обрадовались этому. Люди поздравляли, обнимали их. Так для них завершилось это напряженное ожидание.
В этом аяте Всевышний Аллах не ограничился лишь сообщением, что простил их. Здесь же Он упомянул о Своих качествах Принимающий покаяния и Милосердный. А причиной этого стало искреннее раскаяние этих троих людей, их твердая решимость признать свою ошибку и больше никогда ее не повторять. Если бы они не стали этого делать, а вместо этого отказались признать свою вину, проявили дерзость и демонстрировали обиду за якобы несправедливое наказание, тогда бы их покаяние не было принято, и как остальные они тоже подверглись бы наказанию в день ахирата.
Самый главный урок, который необходимо извлечь из этого рассказа, состоит в ошибочности таких рассуждений, когда человек говорит: «Я до сегодняшнего дня очень много поклонялся, сделал много добрых дел. Я пожертвовал столько своего имущества ради довольства Аллаха. Этого вполне достаточно, в этом году я могу уже не участвовать в таком-то благом деле, могу не давать так много пожертвований».
До последнего дыхания нам нужно сохранить привязанность к поклонению, беречь свою восприимчивость и не растерять искренности. Не будем забывать, что мы можем все потерять на этом свете, потерять всех своих родных и близких. Но главное, чтобы мы не растеряли свои религиозные чувства. Нам довольно того, чтобы Аллах не отстранил нас от поклонения Ему. Эти трое сахабов жили именно с таким сознанием, сохранили верность и удостоились прощения Аллаха.