Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 164. Разъяснение того, что вселенная существует в бытии
Небеса заключены внутри души моей,
А тело мое наполнилось землями.
Разум наш находится посреди них двоих,
Странствует и летает он до беспространственного [мира].
«Странствие» (сайр) от «планеты» (саййара) произошло, [так и] считай!
К тайнам отправься, подобно мне, душа дервиша!
Покажи и расскажи, что видел ты своими двумя глазами,
А также то, что случилось на твоем пути из милости и гнева.
Поскольку отправил ты посланца сердца в путь из души,
Так стремительно ты прошел путь души и сердца.
Что есть странствие? Это запечатление следа души в сердце,
Путешествие за пределы воды и глины.
То ли в действительности, то ли в метафорической форме
Сидевший в синагоге отправился в Хиджаз (то есть немусульманин принял ислам и отправился в хадж = прим. ред.)
Птица души летает, и путь ее проходит повсюду.
Человек благодаря странствию обладает достоинством.
Ни у кого нет сердца, кроме человека.
Одно духовным является, а другое – из воды и глины.
Однако странствие сердца выходит за пределы всего этого.
Оно не с нами, но также и с нами [происходит].
В сердце твоем вдруг забьют источники,
А затем ты будешь странствия совершать, подобно мне.
Я странствовал по земле и небу,
Там-то странствовал и там-то.
По горам, морям и рекам,
Над Троном и вплоть до бесконечности.
То таким было странствие того сердца моего,
То оставался я в теле – между водой и глиной.
Сливками сердца является лишь странствие человека.
Знай, что только странствие человека таково.
Путь рубина пролегает от земли до солнца
Постоянно, дабы получал он от него свет и сияние.
Странствует он по нему, берет от него свет,
Непрерывно в каждый миг увеличивается благодаря Прощающему.
Когда получил он от него цвет и сияние,
Стал он рубином бесценным – удивителен он!
Знай, что странствие человека Божьего лучше этого,
Ибо он за одно мгновение обходит оба мира.
Два мира одним мигом являются в странствии его,
Путь его полетом до беспространственного [мира] является.
[Духовное] странствие отличается от [простого] странствия.
[Духовное] странствие – это то, что благодаря Истинному (Хак) в сердце попадает.
Поведал я бегло рассказ о странствии сердца,
Дабы распознал ты в этом разъяснении благосклонность (тавадджух).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017