«Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает. И Аллах – Всеохватывающий, Знающий» (Аль-Бакара, 261).
Кельби говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении Османа ибн Аффана и Абдуррахмана ибн Ауфа. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) готовился к походу на Табук, он призвал сахабов расходовать имущество на пути Аллаха. Абдуррахман ибн Ауф принес посланнику Аллаха (с.а.с.) четыре тысячи дирхемов и сказал: «О, посланник Аллаха! У меня есть восемь тысяч дирхемов. Четыре тысячи из них я оставил себе и своей семье, а четыре тысячи даю в долг моему Господу». Посланник Аллаха (с.а.с.) сделал для него дуа, сказав: «Пусть Аллах наделит благодатью то, что ты дал, и то, что ты оставил».
Когда пришел Осман, он сказал: «Я оплачу амуницию и все необходимые припасы тем, кто хочет участвовать в походе на Табук, но не имеет на это средств».
Абу Саид аль-Худри говорил: «Я видел, как посланник Аллаха (с.а.с.) воздел руки к небу и сделал для Османа следующее дуа: «О, Господь! Я доволен Османом. Будь же и Ты доволен им».
И я видел, как он продолжал стоять так с поднятыми вверх руками, делая дуа, до появления рассвета.
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят
«Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен...» (Аль-Бакара, 261) [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 62].
В данном риваяте Кельби в качестве причины ниспослания этого аята упоминаются очень крупные пожертвования, сделанные Османом ибн Аффаном и Абдуррахманом ибн Ауфом, однако в других риваятах сообщается, что крупные пожертвования этих двух сахабов также стали причиной ниспослания и других аятов. Далее мы приведем некоторые из них.
В риваяте, приведенном Ибн Мунзиром, Ибн Абу Хатимом, Ибн Хиббаном в его «Сахихе» и Байхаки в «Шуабуль-Иман», сообщается, что Ибн Умар говорил: «Когда был ниспослан аят «Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает» (Аль-Бакара, 261), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, мой Господь! Увеличь для моей общины».
Тогда был ниспослан аят:
«Кто даст Аллаху добрую ссуду (искренне расходуя имущество на нужды религии и давая беспроцентный долг нуждающемуся), тому Он увеличит ее (израсходованное имущество) многократно» (Аль-Бакара, 245).
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) снова сказал: «О, мой Господь! Увеличь для моей общины».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 10).
Это интересно! Читайте также: Этот поступок вознаграждается в 700-кратном размере
В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром от Суфьяна, упоминается следующая очередность аятов, в которых говорится об увеличении награды для общины посланника Аллаха (с.а.с.):
«Когда был ниспослан аят «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (Аль-Анам, 160), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, мой Господь! Увеличь для моей общины».
Тогда был ниспослан аят:
«Кто даст Аллаху добрую ссуду (искренне расходуя имущество на нужды религии и давая беспроцентный долг нуждающемуся), тому Он увеличит ее (израсходованное имущество) многократно» (Аль-Бакара, 245).
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) снова сказал: «О, мой Господь! Увеличь для моей общины». Тогда был ниспослан аят «Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает (награду), кому пожелает» (Аль-Бакара, 261), посланник Аллаха (с.а.с.) снова сказал: «О, мой Господь! Увеличь для моей общины».
Тогда был ниспослан аят: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 10). [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 1/747].
Также было сказано, что данный аят был ниспослан по поводу добровольных пожертвований и трат на пути Аллаха, так как этот аят был ниспослан еще до того, как был ниспослан аят о закяте, который отменил этот аят.
В сущности, добровольное садака осталось и после того, как закят был вменен в обязанность, поэтому было неправильно говорить о том, что этот аят является отмененным.