Хукм
Хукм – проявление мудрости в исламе. Лежит его представление в большой мудрости и авторитетном решении. Хукм может являться:
- Божественной мудростью (значение Божественной мудрости или приговора. Хукм этого вида является основой при вынесении фетв).
- Установлением или указанием (указание правителя или особи, у которой имеются подчиненные лица)
- Логическим суждением (часть фигуры в суждении по аналогии)
- Общим правилом (широко применяется в научной литературе правилом и установлением)
В языковом значении хукм – это судопроизводство. Применяется оно по отношению правителя и судьи, так как правитель (по правилам ислама) может осуществлять судопроизводство. Это важная обязанность халифа, не важно, осуществил он судопроизводство самостоятельно, либо последовал в нем за кем-то.
Аяты о хукме разъясняют с точки зрения языка как судье, так и правителю. Соответственно слово «судить» в аяте: «Кто судить не затем, что низвел Аллах» (5.44), задевает правителя и судью, так как они оба имеют полномочия судопроизводства. Если правитель последовал за каким-нибудь другим судьей в судопроизводстве, он является судьей. Следуя словам: «Правитель построил мечеть», образно выражаясь, здесь строителем является сам правитель, а выражения относятся к самому языку, а не условным значениям.
Толкования аятов о хукме связанных с правлением не выходит из условностей, как это предложено в вопросе. Следовательно, возражение против разъяснения по условным значениям и тут разъясняется лексическими значениями не зависимо от точки зрения хакъикха или маджаз (прямого или образного выражения).
Это касается времен, когда ислам начал претворяться, когда судья был полномочен к судопроизводству. Сейчас объяснение аята в отношении правителя более точно, ведь судья по своей сути не имеет никаких полномочий. Он делает так, как требует правитель и то, что говорят уста правителя. Это происходит до той степени, что сами судьи чуть ли не кричат: «Решение не от меня, я только осведомитель». Данное явление можно заметить в одном их судебных разбирательств.
Говоря вкратце – толкование (5.44) имеет прямое отношение к судье и правителю. В современное время содержание такого аята уже больше возлагается на правителя, хотя судьи тоже имеют приоритет, так как судопроизводство прямо связано с судьей, и он является исполнителем, которого назначил правитель для оглашения того, что он приказал.
Islam-today
Понравился материал? Будем благодарны за репост!
Читайте также:
-
Три вида куфра (неверия). Детальный разбор
Все, что может вывести человека из Ислама, делится на три вида, три части. Первая часть – это вопрос убеждений, те убеждения, которые могут нас сделать отступниками, даже если мы будем продолжать считать себя мусульманами. Вторая группа – это куфр действием. Третий момент – это словесный куфр
-
Женщина - для чего она создана Всевышним? Роль женщины в Исламе
Благодаря женщине в обществе царит мир и согласие, в семье – покой и умиротворение. Мужчина и женщина сотворены как частицы единого целого, посему духовное умиротворение находят только друг в друге
-
Известно, что Пророк (мир ему!) запретил женщинам выщипывать брови. Значит ли это, что женщинам также нельзя брить ноги?
В исламе существует три нормы в отношении волос на теле женщины...
-
Можно ли мне общаться с девушками в соцсетях и по телефону?
Разрешено ли поддерживать отношения с противоположным полом посредством телефонных разговоров и электронной переписки?
-
Можно ли восстанавливать пропущенные намазы вместе с джамаатом?
Поскольку намаз является обязанностью, выполняемой в строго установленное время, то тот, кто без уважительной причины не совершает намаз вовремя..
-
Признаки благого нрава
Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом. Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.
-
Увидев на Арше имя Пророка Мухаммада (мир ему), Адам захотел увидеть его...
Нур (свет) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) находился на лбу Адама, а затем перешел в его указательный палец. Адам увидел этот свет, и подняв этот палец вверх, произнес шахаду. Таким образом, поднятие указательного пальца стало сунной. Затем Джибриль принес одно кольцо, и передал его Адаму. Адам попытался одеть его на указательный палец, но Джибриль сказал ему:
-
Всего 9 аятов и 43 слова: выучите свои первые суры в месяц Рамадан
Помните! Всевышний помогает вам в запоминании Корана, а для тех, кто читает Коран прилагая усилия, полагается двойная награда!