"Ради загробной жизни пожертвуй мирским, оставляй мирское, загробной жизнью гордись..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 47. Разъяснение того, что мирская жизнь является нивой загробной жизни: что посеешь, то и пожнешь
Мирская жизнь является нивой загробной жизни.
Засевай ее, дабы получить прощение.
В землю основы сей зерно ответвления,
А от солончака иди и откажись.
Благое семя хорошо, [если находится] в хорошей земле.
Хорошо растут на ней семена разные.
Величайшее светило (солнце – прим. ред.) обращает на него взор.
Оттого хорошими и красивыми они все растут.
Если есть туда доступ воде,
Даже если и суха, полностью зазеленеет она.
Место хорошо и так же хорошо семя.
Разве из хорошего не произрастает хорошее, о прелестный?
Если бросишь его в каменистую почву и солончак,
Разве делом твоим не будет безделие?
Урожаем твоим на той земле будет головная боль
Или беспокойство и хлопоты сплошные.
Потом какой прок будет от твоего раскаяния?
Ведь не польет [то зерно] ни дождь, ни река.
Старайся благое семя
Посеять на своей земле, о юноша!
Что бы ты ни посеял, несомненно, то ты и пожнешь.
Пшеницу так пшеницу, ячмень так ячмень.
Часть [урожая] ешь, а часть раздавай.
Одному лучше десять, а десятерым – сто.
Что бы ты ни съел из этого, вскармливает оно тело,
А то, чем накормил [другого], вскармливает душу.
Ради загробной жизни пожертвуй мирским.
Оставляй мирское, загробной жизнью гордись.
Если разум и мудрость помогут тебе,
Уснувшую удачу они вновь разбудят.
Поймешь ты этот хадис Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.),
Что же сказал тот царь чистый?
После этого почувствуешь ты запах этой нивы,
Хорошее семя не будешь сеять небрежно.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Гостеприимство
Гостей следует встречать приветливо. Угостите их самым лучшим, что есть в вашем доме. Сироты и нуждающиеся тоже могут стать гостями вашего дома. Ибо они нуждаются во внимании и пропитании. За это вы получите большую награду от Всевышнего. Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям) предостерегал негостеприимных хозяев: «Пусть не ждет добра тот, кто не оказывает гостям должного приема» (Муснад)
-
Секреты счастливой семьи: ложь, которая скрепляет
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лгать нельзя, кроме трёх случаев: 1) при битве, ибо война – это хитрость; 2) для примирения между двумя; 3) для примирения между мужем и женой» [1].
Как выяснили психологи, для семейного благополучия полезна и «психологическая ложь», когда супруги видят в своих партнерах хорошие черты и достоинства. И оказалось, что есть прямая связь между взаимными иллюзиями супругов и их семейным счастьем. Как говорил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт ее характера, то он останется доволен другой»[2].
-
Исламские праздники 2014
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения. Всё, что приносится в жертву, делят на три части, две из которых отдают соседям и бедным.
-
Шукур-намаз и шукур-саджда – это одно и то же?
Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал. В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: "Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в тот же момент совершал земной поклон".
-
Разрешает ли ислам инъекции ботокса?
Инъекция ботокса временно блокирует нервный импульс, передаваемый от нерва к мышцам лица, и таким образом, функциональность мышц лица сокращается. После того, как та или иная мышца лица перестала сокращаться, утратив свою функциональность, морщины начинают уменьшаться или вовсе исчезают. Эстетические операции, которые совершаются с целью улучшения своей внешности, являются...
-
Кто не будет спрошен за свои грехи в Судный день?
Всевышний Аллах описывая события Судного дня сказал: «Весом [то, чем будет определяться значимость дел] в тот День станет истина (правда, справедливость). У кого чаша весов [с благими делами] окажется тяжелее, те — достигшие успеха [действительно успешные люди]. У кого же чаша весов [с благими делами] окажется легкой...
-
Что значит хадис о заковывании шайтанов в цепи в месяц Рамадан?
О заковывании шайтанов в цепи, говорится в хадисах. В этих хадисах используется слово «марада» означающее самых упрямых и непокорных шайтанов. Значит...
-
Может ли душа человека после смерти видеть то, что происходит вокруг?
И еще 4 часто задаваемых вопросов о человеческой душе.