Все люди являются рабами Всевышнего в том смысле, что они являются Его творениями, всецело зависящими от Его воли. Верующие и неверующие – все они рабы Аллаха, однако в суре «аль-Фуркан» Всевышний выделил категорию людей, которых Он назвал «рабами Милостивого».
Почему именно рабами Милостивого, а допустим не рабами Великого или Могущественного? Потому что люди, чье описание приходит в этих аятах, заслуживают милости Всевышнего Аллаха. По милости Аллаха они будут прощены и введены в вечные райские сады.
Когда Всевышний Аллах рассказывал о чудесах Своего Пророка (с.а.с.) и о его достоинствах, Он называл его «рабом». «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса», «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду».
Сам Пророк (с.а.с.) тоже часто называл себя «рабом», гордясь этим. Сообщается, что он выстаивал ночные намазы так долго, что опухали его ноги. Однажды Аиша (р.а.) спросила: «Почему ты делаешь это, ведь Аллах простил тебе все твои прошлые и будущие прегрешения?» Пророк ответил: «Разве мне не положено быть благодарным рабом?»
Качества «рабов Милостивого»:
Всевышний Аллах сказал:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (аль-Фуркан, 63).
Рабы Милостивого отличаются смиренностью, которая проявляется в их словах и поступках, и даже в том, как они себя ведут. Имам ат-Табари (р.а.), комментируя данный аят, писал: «Их смиренность проявляется в том, что они не распространяют нечестие на земле, не превозносятся над другими людьми, не причиняют им несправедливости. Ибн Зейд в своем разъяснении данных слов Аллаха привел другой аят: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Касас, 83)».
Помимо смиренности, верующих рабов Милостивого отличает их доброе отношение к людям, которые ведут себя грубо и агрессивно. Аль-Хасан аль-Басри (р.а.) говорил: «В этом аяте Аллах описал Своих праведных рабов, которые ведут себя мягко даже с теми, кто ведет себя грубо и жестко по отношению к ним».
Всевышний говорит:
«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (аль-Фуркан, 64).
Рабы Милостивого отличаются от других мусульман тем, что, кроме предписанного поклонения, они совершают добровольное. Особую любовь они питают к ночной молитве тахаджуд, когда ничто из мирского не отвлекает их. Более того, они велят и своим домочадцам вершить ночные молитвы: «Тот, кто, проснувшись ночью и разбудив свою жену, совершит вместе с ней два ракаата намаза, будут записаны как мужчина и женщина, премного поминающие Аллаха» (Абу Дауд).
Всевышний говорит:
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (аль-Фуркан, 67).
Рабы Милостивого знают свои обязанности согласно установлениям Корана и сунны, поэтому, в первую очередь, они обеспечивают свои семьи всем необходимым, а из излишка имущества помогают нуждающимся. Они не расточительствуют, т. е. не тратят на нужды бедняков слишком много, забывая о нуждах членов своей семьи и близких родственников. Также они не скупятся, накапливая богатства и жалея выделять часть из их на предписанное и добровольное пожертвования.
Всевышний говорит:
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание» (аль-Фуркан, 68).
Отстранение от больших грехов можно считать главным качеством рабов Милостивого. Эти праведники далеки от многобожия, убиения невинных душ, прелюбодеяния и всех остальных великих грехов. К тому же, они стараются избегать всего, что ведет к великим грехам, как, например, запретные взгляды и прикосновения, которые могут привести к прелюбодеянию.
Что касается нечестивцев, совершающих большие грехи, то им обещаны мучительные наказания в том случае, если они не покаются: «Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (аль-Фуркан, 69).
Islam-today