Следует избегать негативных высказываний о сахабах, ругательств в их адрес. Все ученые осуждают тех, кто плохо говорит о сподвижниках, оскорбляет их. Надо отказаться от всяких неуместных разговоров о сподвижниках Пророка ﷺ. Беречь свой язык от лишних разговоров для человека порой бывает труднее, чем уберечь свое золото и дорогое имущество (Это точка зрения Исхака ибн Халяфа).
Сподвижники находятся на самой высокой ступени добродетели, богобоязненности, зрелости и аскетизма. Об аскетизме (зухд) Суфьян ас-Саури рахматуллахи ‘алейхи говорил так: «Это не означает питаться ячменным хлебом или носить только грубую одежду. Зухд – это значит не поддаваться бренному миру».
Джунайд аль-Багдади рахматуллахи ‘алейхи говорил про аскетизм, что это отказ от всего земного, духовное отдаление от мирского.
Сахабы и сами были на правильном пути, и многое сделали для спасения других. Аллах обещал простить ошибки и прегрешения сахабов за то, что они слушали проповеди посланника Аллаха ﷺ, помогали и служили ему. Про них нужно говорить только хорошее.
Когда у Ибрахима Ан-Нахаи рахматуллахи ‘алейхи спросили о междоусобной борьбе среди сахабов, он ответил таким образом: «Аллах не испачкал наши руки этой кровью. Так не станем же и мы пачкать этой кровью наши уста! Будем поминать их только добром».
Даже если мусульманин раздаст столько милостыни, что заполнит ею весь мир, то и тогда это не сравнится с пол-мудда (Мудд – мера веса, равная 875 гр.) ячменя, отданного одним из них в качестве садака.
Важно знать: Лучшие люди после пророков
В хадисе, переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху, приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ: «Не смейте оскорблять никого из моих сподвижников! Клянусь Аллахом, в чьей длани находится моя душа, если бы кто-то среди вас и потратил золота с гору Ухуд, то всё равно бы не достиг ни мудда ячменя одного из них, ни хотя бы половину его» («Сахих» имама Муслима, Фадаиль, 221).
Говоря по-другому, если человек потратит на пути Аллаха золота с гору Ухуд, то всё равно он не заслужит столько савабов, сколько получит сподвижник Посланника Аллаха за одну меру и даже за половину меры ячменя, отданного им в качестве садака.
Сахабы по своему достоинству выше остальных людей, поскольку они принимали участие в беседах Посланника Аллаха ﷺ и получали от него благодать. Они жили в тот период, когда ниспосылалось откровение, и это тоже придало им особое значение. Они тратили свое имущество на пути Всевышнего Аллаха искренне, от чистого сердца.
Несмотря на свою нужду, они не отказывались тратить добро на пути Аллаха. Ради победы Ислама они шли на любые жертвы. Такими же они были в вопросах поклонения и преданности. Если будет задан вопрос о сподвижниках, то стоит напомнить: этот народ уже прошел, они жили давно. Они заслужили то, что заслужили. Вам же предстоит заслужить свое. Не говорите необдуманно об их ошибках. Даже если они ошибались, Аллах их простил. К примеру, Ка‘б ибн Малик радыяллаху ‘анху не участвовал в сражении, однако позже Аллах простил его. Никому не пристало обвинять тех мусульман, кого помиловал Всевышний, и кого уже давно нет в живых.
Сахабы: что мы знаем о них?
Мусульманину не пристало плохо говорить о них, это неприлично. Говоря о сподвижниках, нужно вспоминать о таких событиях с их участием, благодаря которым в сердцах мусульман поселится чувство любви к ним. Нужно оберегать честь и достоинство посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Кто любит сахабов, тот любит Посланника Аллаха ﷺ. Кто любит Посланника, тот любит Аллаха.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Кто любит моих сподвижников, тот любит ради любви ко мне. А кто их ненавидит, то это из-за ненависти ко мне» (Ат-Тирмизи, 50, Китаб аль-манакиб, 58; Ахмад «Муснад», 4/86).
Сайид Ализадэ Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама