Фото: zef art/ shutterstock.com
Спор двух молодых людей возрастал. Эти два молодых человека, один из Медины и другой из Мекки, встретились в военном походе. Мухаджир из Мекки тихо подошел и ударил по спине своего товарища из Медины. Но эта шутка не понравилась ансару, наоборот, скорее разозлила. Словесная перепалка перешла в драку. Дошло до взаимных угроз и вызовов.
Наконец ансар закричал: «На помощь, эй ансары!». Ответ мухаджира также не заставил себя ждать: «На помощь, эй мухаджиры!» Это был хорошо известный арабам клич племени.
В период джахилии (период невежества), когда они попадали в трудную ситуацию, так звали на помощь свое племя и также без раздумий бросались на помощь своим соплеменникам.
Это был такой фанатизм, что не разбирал ни правых, ни виноватых, ни тиранов, ни угнетенных. Этот тиранический призыв, который ставил кровные узы, семью, род превыше всех ценностей, снова поднимался спустя годы.
Услышав голоса, Пророк ﷺ подошел к месту ссоры и спросил: «Откуда взялся этот призыв из джахилии?»
Ему сказали: «О, Посланник Аллаха, это не призыв из джахилии!». Всего лишь двое молодых людей повздорили, и один из них ударил другого.
Пророк молвил: «Хорошо, тогда ладно» и продолжил свои слова: «Пусть каждый помогает своему брату, будь он жесток или угнетен. Если он жесток, то пусть воспрепятствует его жестокости, это будет помощью ему. Если угнетен, то пусть защитит его» (Муслим, Бирр ва Сила, 62).
Пророк ﷺ не допускал фанатизма. Главным было религиозное братство. Независимо от любых обстоятельств, мусульманин должен был находиться на стороне угнетенного против угнетателя…
Фото: Jozef Micic/ shutterstock.com
Ислам – последняя и самая совершенная религия. Он формируется на основе единобожия, помещает существование и единство Аллаха в центр великолепной системы. Он соединяет человечество с этим центром и, как камень, который держит здание, направлен на построение индивидуальных людей и обществ, объединенных единобожием.
Исламское общество имеет структуру, избегающую все формы экстремизма, вспышек и недопустимого поведения. Наша Священная Книга описывает эту ситуацию следующим образом:
«Мы сделали вас средней общиной, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Бакара, 2/143)
Фото: hikrcn/ shutterstock.com
Такое общество состоит из людей, которые соблюдает ограничения, установленные Аллахом, которые своевременно выполняют каждую работу, и стараются не доходить до крайностей и запретов.
Экстремизм может быть, как в мыслях и поведении, так и в религии, и в формах понимания религии. Поэтому мусульманам необходимо быть осторожными и умеренными в своей повседневной жизни и не впадать в крайности в религиозной жизни.
Священный Коран предупреждает человечество о том, что нельзя покидать линию праведности и истины (Маида, 5/77). А те, кто отбросив скромность, вышли за пределы, установленные Всемогущим Аллахом, будут подвергнуты гневу Аллаха (Баккара, 2/61; Маида, 5/78).
Наш любимый Пророк ﷺ также выражает этот факт следующим образом: «Избегайте экстремизма в религии! Поскольку фанатизм в религии разрушил тех, кто был до вас» (Насаи, Хадж, 5/217)
Действенным примером фанатизма является случай, когда сахабы (сподвижники) пришли к женам Пророка ﷺ, и спросили их о поклонении Пророка ﷺ дома, а затем воскликнули: «Кто мы, и кто Пророк! Аллах простил ему все грехи прошлого и будущего!».
Один из этих трех сахабов решил совершать постоянные молитвы все ночи напролет, другой проводить весь свой день в непрерывном посте, а третий решил держаться подальше от женщин и не жениться.
Услышав эти решения, наш любимый Пророк ﷺ не поддержал их, наоборот, призвал их к умеренности, и молвил: «Это вы говорите так? Будьте осторожны! Клянусь Аллахом, что среди вас я самый почитающий Аллаха и боящийся Его. Однако иногда я держу пост, иногда я не держу. Я и молюсь, и сплю. Я женюсь на женщинах. Тот, кто отворачивается от моей сунны, тот не со мной!» (Бухари, Никах, 1; Муслим, Никах, 5).
Религия срединности и умеренности – ислам – регулирует все сферы жизнедеятельности человека. В том числе, как и над чем он смеется.
Амина Давришева