Если обратиться к возвышенной сунне, то множество хадис-шарифов совершенно ясно сообщают об обязательности следования пророческой сунне, предостерегают от противодействия ей.
Этот хадис-шариф, переданный Ирбадом б. Сарией от нашего Пророка ﷺ, свидетельствует об обязательности (ваджиб) следования возвышенной сунне:
“Старайтесь быть почтительными по отношению к Аллаху. Подчиняйтесь руководителю в том деле, которым вы занимаетесь, даже если он будет абиссинским рабом. Скоро после меня вы станете свидетелями очень сильных раздоров. Тотчас хватайтесь за мою сунну и за сунну удостоившихся хидаята праведных халифов. И вцепитесь в нее коренными зубами. В религии остерегайтесь выдуманных позже нововведений. Ибо в каждой религии любое нововведение – заблуждение”.
Риваят, переданный со слов Анаса б. Малика, предостерегает от выражения несогласия с сунной Расулюллаха:
«(Однажды) к домам жён Расулюллаха пришли трое из благородных асхабов и стали расспрашивать о том, сколько ибадатов совершает Посланник Аллаха. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитали, что этого для них будет мало. Они сказали: “Как далеко нам до Пророка, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!”
Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”.
Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”.
Третий же сказал: “А я никогда не женюсь”.
К ним подошёл Посланник Аллаха ﷺ, который спросил: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и отношусь к Нему с большим почтением. Однако в некоторые дни я соблюдаю пост, а в другие не делаю этого. Я читаю намаз (по ночам) и сплю. И я женюсь на женщинах. А тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!”
Коран о обязательности следования сунне
Имеется большое число аятов и хадисов такого же содержания, так же доказывающих, что сунна является доводом (худжат), сообщающих обязательность следования ей и предостерегающих от противостояния с ней.
В этом нет ничего удивительного. Пророческая сунна – это такое же откровение (вахй) от Всевышнего Аллаха, как и Священный Куръан. Одна ее часть получена через доставляющего откровение Джибриль-Амина путем внушения (ильхам) или вложения в сердце.
Другая часть стала результатом не связанного с учебой, чтением или письмом иджтихада, происходящего в сознании нашего Пророка благодаря божественному руководству и обучению.
Аллах Всевышний недаром сказал:
خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ
“Читай (Куръан, начав) с именем твоего Господа, Который сотворил (все сущее). Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – самый щедрый. (Ибо Он отдает, ничего не требуя взамен). Он научил (человека писать) пером! (Одарив способностью слышать, видеть и понимать и ниспослав Свои аяты) Он научил человека тому, чего тот не знал!” (Аль-Аляк, 1-5).
Обучение пером - это указание на приобретенные своим трудом и стараниями (касби) знания. А последующее же указывает на дарованные (вахби) знания, которых Аллах Всевышний вкладывает, куда пожелает.
Если в момент совершаемого нашим Пророком ﷺ иджтихада откровение молчит по поводу этого иджтихада, то это оценивается как принятие Всевышним Аллахом этого иджтихада нашего Пророка ﷺ.
Таким образом оно обретает качество ниспосланного ему Всевышним Аллахом откровения. По этой причине, всему исходящему от Расулюллаха придается значение откровения.
Наш Господь правильно сказал:
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
“И он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное (ему) откровение” (Ан-Наджм, 3-4).
Сунна: прямой путь – в следовании за Расулюллахом ﷺ
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам
не может быть без посланника Аллаха ﷺ»