Произведения по основам фикха, составленные по школе Имама Абу Ханифа (р.а.)
Самыми известными среди них являются:
- «Аль-Усуль» – Абу Бакр Ахмад б. Али аль-Джэссаси (ум. в 370/980).
- «Таквиму-ль-Эдилля» – Абу Зайд Убайду-л-Лах б. Умар эд-Дебуси (430/1090).
- «Аль-Усуль» – Шэмс-уль-Аимма ас-Сэрахси (ум. 483/1090).
- «Аль-Усуль» – Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави (ум. 482/1089). Данная работа считается наиболее подробной по сравнению с другими.
Эту книгу имама Паздави комментировал Абд-ул-Азиз б. Ахмад аль-Бухари (ум. 730/1329) и дал своей работе название «Кэшф-уль-Эсрар».
Впоследствии появились ученые и из среды ханафитов, и из среды составителей подобных произведений других направлений, которые стали в своих работах совмещать эти два метода, или использовать методы противоположного направления.
Среди подобных трудов можно назвать:
1. «Бэди-уьн-низам эль-джамиь бэйна китабэй аль-Бэздэви ва-ль-Ихкам» имама Ибн-ус-Са’ати (Музафер-уд-Дин Ахмад б. Али; ум. 694/1294).
2. «Ат-Тэнких» имама Садру-ш-Шариа Убайдуллаха б. Мас’уда (ум. 747/1346) и его же комментарии к нему под названием «Ат-Тавдих». Здесь автор объединил (телхис) «Аль-Усуль» имама аль-Паздави; «аль-Махсуль» имама ар-Рази и «аль-Мухтасар» имама Ибни Хаджиба.
3. «Джэм-уль-Джевами» имама Таджу-д-Дина Абд-ул-Ваххаба Ибну-с-Субки (ум. 771/1369). В начале этой работы имам сообщает, что писал ее на основе примерно ста произведений других авторов.
4. «Ат-Тахрир» - имама Ибн-уль-Хумама (Мухаммад б. Абд-уль-Вахид; ум. 861/1456).
5. «Ат-Такрир ва-т-Тахбир» - комментарии ученика Ибн-и Хумама - М. б. Эмири-ль-Хадж аль-Халеби (ум. 879/1474).
И, наконец, наиболее утонченное произведение из работ последнего периода:
6. «Мусалламу-с-Субут» - имама Мухибу-л-Лаха Ибн Абди-ш-Шакура (ум. 1119/1707).
Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня. Только такой комплексный подход может прояснить исследуемый вопрос. В противном случае, отдельно взятые работы некоторых имамов могут остаться непонятыми, а значит и недооцененными.
Альхамдулильляхи Раббиль-алемин!
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»
Читайте также:
-
Кто удостоится заступничества Корана в Судный день?
Абдуллах ибн Амр (радыйаллаху анху) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пост и Коран...
-
Как вступали в брак дети пророка Адама (а.с.)?
Люди стали распространяться по земле, рождаясь от Адама и Хаввы. Хавва (радыйаллаху анха) всегда рожала двойняшек, мальчика и девочку. Адам (алейхи салям)...
-
"О, Али! Эти аяты уберегут мою умму от воров"
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды обращаясь к Благословенному Али (да будет им доволен Аллах) сказал:
-
Как редакция сайта Islam-Today.ru тестировала халяльную зубную пасту SPLAT
Партнерский пост Islam-Today.ru и SPLAT.
-
Тот, кто совершит это деяние, станет безгрешным, как в день рождения
Поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, когда человек заканчивает намаз, он получает одну третью, или же одну четвертую, или же одну пятую, или же одну шестую часть (от максимальной награды). Пророк (с.г.в.) даже упомянул одну десятую часть».
-
Правда ли, что нельзя проходить перед человеком, совершающим намаз?
Если пройти перед совершающим намаз, то это не испортит его молитву, однако по словам нашего Пророка ﷺ, это – деяние шайтана.
-
Для чего мусульмане используют аяты Корана, написанные шафраном на пергаменте?
Лечить от колдовства, порчи и сглаза в исламе принято посредством аятов Корана – рукъя. Слова Аллаха – сильнейшее средство, которое способно исцелить верующего от влияния черных сил. В мусульманских магазинах часто можно увидеть листы пергамента с написанными на них аятами Корана золотистого цвета. Для чего они?
-
С точки зрения ислама: можно ли убивать пауков?
Вопрос: Я в исламе совсем недавно. Многое для меня в новинку с точки зрения религии. Недавно я еще услышала, что в исламе нельзя убивать пауков. Действительно ли это так? Почему? Что будет, если убить паука? Заранее спасибо за ответ (Анна).