Произведения по основам фикха, составленные по школе Имама Абу Ханифа (р.а.)
Самыми известными среди них являются:
- «Аль-Усуль» – Абу Бакр Ахмад б. Али аль-Джэссаси (ум. в 370/980).
- «Таквиму-ль-Эдилля» – Абу Зайд Убайду-л-Лах б. Умар эд-Дебуси (430/1090).
- «Аль-Усуль» – Шэмс-уль-Аимма ас-Сэрахси (ум. 483/1090).
- «Аль-Усуль» – Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави (ум. 482/1089). Данная работа считается наиболее подробной по сравнению с другими.
Эту книгу имама Паздави комментировал Абд-ул-Азиз б. Ахмад аль-Бухари (ум. 730/1329) и дал своей работе название «Кэшф-уль-Эсрар».
Впоследствии появились ученые и из среды ханафитов, и из среды составителей подобных произведений других направлений, которые стали в своих работах совмещать эти два метода, или использовать методы противоположного направления.
Среди подобных трудов можно назвать:
1. «Бэди-уьн-низам эль-джамиь бэйна китабэй аль-Бэздэви ва-ль-Ихкам» имама Ибн-ус-Са’ати (Музафер-уд-Дин Ахмад б. Али; ум. 694/1294).
2. «Ат-Тэнких» имама Садру-ш-Шариа Убайдуллаха б. Мас’уда (ум. 747/1346) и его же комментарии к нему под названием «Ат-Тавдих». Здесь автор объединил (телхис) «Аль-Усуль» имама аль-Паздави; «аль-Махсуль» имама ар-Рази и «аль-Мухтасар» имама Ибни Хаджиба.
3. «Джэм-уль-Джевами» имама Таджу-д-Дина Абд-ул-Ваххаба Ибну-с-Субки (ум. 771/1369). В начале этой работы имам сообщает, что писал ее на основе примерно ста произведений других авторов.
4. «Ат-Тахрир» - имама Ибн-уль-Хумама (Мухаммад б. Абд-уль-Вахид; ум. 861/1456).
5. «Ат-Такрир ва-т-Тахбир» - комментарии ученика Ибн-и Хумама - М. б. Эмири-ль-Хадж аль-Халеби (ум. 879/1474).
И, наконец, наиболее утонченное произведение из работ последнего периода:
6. «Мусалламу-с-Субут» - имама Мухибу-л-Лаха Ибн Абди-ш-Шакура (ум. 1119/1707).
Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня. Только такой комплексный подход может прояснить исследуемый вопрос. В противном случае, отдельно взятые работы некоторых имамов могут остаться непонятыми, а значит и недооцененными.
Альхамдулильляхи Раббиль-алемин!
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»
Читайте также:
-
Прекрасное имя - Хадиджа
Мы продолжаем писать о женских именах и их значениях. Имя, о котором мы расскажем сегодня - Хадиджа
-
Лак для ногтей
Разрешено ли пользоваться лаком для ногтей? препятствует ли он совершению омовения?
-
Дозволено ли мастурбировать хотя бы раз в месяц?
У меня очень сложная ситуация, я не хочу грешить, не хочу прелюбодействовать, но жениться я тоже не могу. Если снимать сексуальное напряжение путем мастурбирования, хотя бы раз месяц...Дозволено ли подобное? (Рашид)
-
В какое время лучше всего совершать ночной намаз?
В одном из хадисов сообщается:
«Поистине, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) откладывал совершение ясту намаза, пока не...
-
Я не хочу выходить замуж и не хочу детей
Я – 22-летняя мусульманка. И с тех пор как мне стукнуло 20, я постоянно слышу разговоры о замужестве. Я не знаю, правильно это или нет, но я не хочу замуж. В исламе браку уделяется особая значимость, и я очень расстроена моим отношением к замужеству. Если Аллах хочет, чтобы мужчина и женщина связывали себя узами брака, и это сунна, я не знаю, как изменить свое мнение. Помогите мне.
-
Правда ли, что у человека, который не совершает намаз, не будет благополучия в жизни?
Начиная с Адама (алейхи салям) в каждой религии существовало хотя бы одно время молитвы. Общине пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) намаз также был вменен в обязанность. Хотя сам намаз и не является условием веры, но вера в его обязательность является частью имана. В основе намаза лежит дуа и восхваления. В Исламе намаз, называется салят.
-
Почему пятница - лучший день для милостыни?
-
Принимается ли намаз, если в нем были допущены ошибки?
Если слово, прочитанное неверно, меняет смысловое значение или становиться причиной для превращения, прочитанного в бессмыслицу, то в таком случае намаз перестает быть действительным.