Представители первых поколений мусульман строили дружеские отношения с теми, в ком видели способность к настоящей дружбе. Они хорошо знали, что верный, преданный друг ценнее, чем кибрит-и ахмер (философский камень, с помощью которого якобы олово превращается в золото).
Добро, сделанное тобой для мусульманина, надо считать незначительным. Однако если верующий сделал тебе хоть и небольшое добро, то надо придать этому большое значение. Надо сохранить чувство верности к нему и при жизни, и после его смерти. Когда любят ради Аллаха, то это нужно для ахирата. Если эта любовь исчезает после смерти друга, то она не принесет саваба, и все старания будут напрасными. Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «В день киямата, когда не будет никакой тени, семь человек окажутся в тени Аллаха. Одни из них те, кто жили, любя друг друга» (Бухари, Азан, 36; Муслим, Закят, 91).
Чтобы оставаться верным и преданным, надо соблюдать права родных, друзей и близких. Проявленному к ним почтению надо радоваться больше, чем к проявленному к себе.
Любовь означает любить всё то, что любимо тем, кого ты любишь. Не только тех, кто ему близок, но и имеющих к нему отдаленное отношение. Поэтому было сказано, что собаку, сидящую у ворот твоего любимого, надо любить сильнее, чем собак, сидящих у других ворот. Праведные предшественники подходили к дверям мусульман и спрашивали у хозяев: «Есть ли у вас масло, соль? Не нуждаетесь ли в чем-либо?» Если те в чем-то нуждались, то они обеспечивали их необходимым, не ставя их самих в известность.
Нельзя дружить с теми людьми, которые являются врагами твоих друзей. Это тоже проявление верности в дружбе. Имам Шафии (р.а.) говорил: «Если ты будешь дружить с врагом твоего товарища, то станешь его соучастником в этой вражде».
Некоторые говорили так: «Оставаться верным дружбе после смерти твоего друга гораздо лучше верности, проявленной при жизни».
Наш Пророк (с.а.с.) всегда проявлял глубочайшее почтение к одной приходящей к ним домой пожилой женщине. Он говорил про нее: «Эта женщина приходила к нам, когда была жива Хатиджа (р.а.)» («Сафинатуʻль-Бихар», 1/379-381).
Тем самым он показал наилучший пример верности. Среди первых поколений мусульман были те, кто после смерти верующего друга в течение сорока лет заботились о его семье, обеспечивая их нужды. Они каждый день приходили к ним домой, давали им деньги, одежду и продукты. Они поступали таким образом, храня верность дружбе с покойным главой семейства («Ихья улюм ад-дин»). Если ты что-то потерял, находясь среди друзей, то не следует об этом расспрашивать, поскольку это будет означать, что подозреваешь друзей в краже.
Ахмади Каланси (р.а.) говорит: «Находясь в Басре, я некоторое время оставался среди дервишей. Они проявили ко мне глубочайшее почтение и щедро угощали меня. В один из дней я потерял пуговицу от моей одежды и спросил у них, куда могла запропастись эта пуговица. Из-за такого поступка я потерял их уважение».
Находясь среди друзей, нельзя говорить «это моё», «это твоё», «это его». Такие выражения будут означать принадлежность. Один из адабов братства по вере состоит в том, чтобы не упоминать о принадлежности вещей кому-то. Ибрахим б. Шейбани (р.а.) говорил: «Мы держались подальше от тех, кто часто говорил «это моя обувь», «это моё», и не дружили с ними».
Нельзя говорить: «Я для тебя сделал, а ты для меня не сделал». Это будет означать, что ты ждешь от него благодарности.
Также не стоит говорить: «Если бы это было так, то этого не случилось бы», или «Если бы так не было, то могло бы получиться так». Надо избегать таких неконкретных выражений.
Когда твой товарищ говорит тебе: «Вставай, пойдем!», надо встать и пойти, не задавая вопросов: «Куда? Зачем? С какой целью?» Один из ученых говорил: «Не дружи с тем человеком, который, когда ты его зовешь, спрашивает «куда пойдем?».
Когда верующий просит у тебя денег, не надо у него спрашивать, что он будет делать с этими деньгами, или сколько ему нужно денег. Люди, которые так разговаривают, не соблюдают условия отношений мусульман. Абу Сулейман Дарани (р.а.) рассказывал: «Однажды я поехал к мусульманину, жившему в Ираке. Я поведал ему об испытываемых мной трудностях и сказал, что мне нужно немного денег. Он тотчас вынул свой кошелек и сказал: «Возьми, сколько хочешь». Спустя некоторое время мне снова пришлось поехать к нему. Я сказал ему, что очень нуждаюсь в деньгах. Когда он спросил, сколько мне нужно денег, в моем сердце пропала сладость любви по отношению к нему».
Любящие друг друга ради Аллаха должны вести себя так, словно они один человек. Когда один из них что-то кушает, другой должен чувствовать вкус этой еды. Абу Сулейман Дарани (р.а.) говорил: «Я чувствую у себя во рту вкус той пищи, которую кушает мой верующий друг».
Если один из праведных предшественников спрашивал у мусульманина «Как у тебя дела?», и тот говорил о какой-либо своей нужде, то его просьба тотчас сообща исполнялась. Если же после такого ответа нужда оставалась неисполненной, тогда это означало несерьезность спрашивающего «как дела?», и что он спрашивал только ради притворства.
Если человек, говорящий мусульманину «привет, я в твоем распоряжении», не делает что-то для него с таким же усердием, как делал бы себе, то эти его слова считались притворством. Иначе говоря, мусульмане первых поколений считали притворством, если после сказанных слов не последуют соответствующие этим словам действия. Если слово сказано, то это слово требовалось тотчас претворить в действие.
Нельзя обвинять мусульманина до тех пор, пока его дурные поступки не стали преобладать над его добрыми делами, ибо у каждого могут быть недостатки и упущения. Нет человека без недостатков. Фудайл б. Ийаз (р.а.) говорил: «Истинное величие состоит в способности прощать ошибки мусульманина».
Согласно некоторым, лучше терпеливо отнестись к плохим поступкам мусульманина, чем ругать его. Но лучше ругать его, чем прерывать с ним отношения. Лучше прерывать с ним отношения, чем кидаться на него. Имам Газали (р.а.) пишет: «Кто не хочет терпеть человеческие недостатки, тот должен жить отдельно от людей. Нет никого без недостатков. В каждом есть и хорошее, и плохое. Если в человеке больше хорошего, чем плохого, то это хороший человек. В таком случае, ты можешь с ним дружить».
Имам Шафии (р.а.) говорил: «Кто покорен Аллаху, те тоже могут совершать грехи. Кто непокорен Аллаху, те тоже могут заслужить саваб. Поэтому, у кого перевешивает покорность, у того будет принято его свидетельствование. Раз этот человек хорош перед Аллахом, то он должен быть хорошим и для тебя. И ты можешь строить с ним дружеские отношения».
Нельзя доверять словам человека, который плохо говорит о ком-то, не приводя никаких доказательств. Опираясь лишь на чужие слова, нельзя никого хвалить и никого нельзя ругать. И только если слова этого человека подтверждают два правдивых человека, то в этом случае можно верить его словам. Нужно просить прощения у того, кому ты причинил зло. У встретившегося по дороге человека не надо спрашивать «откуда ты идешь?» или «куда направляешься?» Может так случиться, что этот человек не захочет говорить правду и будет вынужден солгать.