Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 102. Разъяснение того, что наука – это знание [об Аллахе], философия – это врачебный осмотр Его, а посему познавший является знающим о Нем
«Что есть духовное знание?», – спросил друг.
Это подлинное постижение своего нафса.
Когда познал ты этот нафс высокомерный,
После этого постиг ты Создателя.
Помимо этих слов, все орудием является,
Одно – наукой, а другое – философией.
Духовное познание – это одно, а философия – это другое.
Одно подобно жемчугу, а другое – жемчужине.
Сиянием и светом духовного знания является лишь наука.
Получай знание и стремись к нему.
Все, что пишется, читаемым становится,
Ученый человек благодаря ему говорящим становится.
Что есть философия? [Это] испытание науки.
Что есть наука? Знание ради кротости.
Духовное знание есть познание без слов.
Что есть духовное знание? Сказано: сокровенное [знание].
Наука и философия больше [всякого] множества.
Ученый без духовного знания подонком является.
Если философию изучаешь, о друг закадычный,
Жизнь свою проведешь в боязни и страхе.
Станешь различать: «Это ешь, а то не ешь,
Если желаешь воссиять, словно солнце».
Блюд и напитков таким образом
Лишает философия, несомненно.
Тратишь жизнь свою ты на больных,
Говоришь: «Это и есть философия» и изо всех сил надрываешься.
Если смотришь на стеклянный сосуд [для сбора мочи больного] и проверяешь пульс,
Понимаешь, [что нужно] слабительное, узнаешь о запоре.
Это полезно, однако духовное знание
Не является больным, имеющим эти качества.
Изучение философии – это избавление от сердечных мук,
Обладание знанием дозволяется при наличии деяний.
В обоих них (философии и науке – прим. ред.) познание состоит в знании,
А в [познании] Аллаха оно состоит в самонаблюдении.
Познавшим тот является, кто соединился с Другом.
Прекрасным и умным, знающим и разумным также он является.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.