Во времена пророка Мусы (а.с.) жил благочестивый человек, который день и ночь молился на крыше своего дома. Однажды пришли люди и рассказали ему, что есть сад, где группа людей поклоняется дереву.
Услышав это, благочестивый человек взял топор и подошел к тому дереву с намерением срубить и выкорчевать его.
В этот миг к нему пришел шайтан в образе старца и спросил: «Что ты собираешься сделать?» Благочестивый человек объяснил, что происходит, и свое намерение срубить дерево.
Шайтан сказал: «При чем тут ты? Если бы Бог хотел, чтобы дерево было срублено, он послал бы для этого своего пророка».
Благочестивый не слушал. Эти двое продолжали спорить и ссориться, пока дело не дошло до драки. Ему удалось повалить шайтана на землю, и он сел на него, намереваясь перерезать ему горло.
Шайтан стал умолять его о пощаде и освобождении, говоря: «Позволь мне предложить тебе одну вещь, которая поможет как в этом мире, а так и в следующем. Я буду платить тебе два динара каждый день. Ты сможешь часть отдавать бедным, а часть тратить на себя. Оставь это дерево на месте, пока Бог Сам не решит, правильно это или нет».
Шайтан ввел в заблуждение благочестивого человека. Он подумал, что предложение было правильным, и вернулся домой. На второй день он увидел у себя под подушкой два динара. Он был в восторге от денег и потратил их на бедняков. Но на следующий день он не увидел денег, как ожидалось, поэтому он снова взял свой топор и подошел к тому дереву.
И снова шайтан в образе старца спросил его: «Что ты хочешь сделать?» Он сказал: «Я хочу срубить это дерево». Шайтан сказал ему, что тот не в силах сделать это, так что лучше ему вернуться домой. Он не согласился, и они снова поссорились. На этот раз шайтану удалось одолеть благочестивого человека и повалить его на землю.
Удивился этому благочестивый человек и спросил шайтана, почему так случилось, что на этот раз он не смог одолеть его. Шайтан ответил: «Когда, кто-то делает доброе дело исключительно для довольствия Бога, никто не может противостоять ему, но если он делает это ради мирской выгоды, тогда он теряет силу и обречен на поражение».
Почему благочестивый человек победил в первый день, но проиграл во второй схватке с шайтаном? Потому что первым намерением срубить дерево он хотел угодить Богу и ничего больше. Но на второй день его благое намерение изменилось, и он это делал уже ради денег. Поэтому данная Богом духовная сила, которая была у него в первый день, затем исчезла, и шайтан его одолел.
Во времена пророка Мухаммада ﷺ его враги – десять тысяч воинов, стали планировать напасть на него. Мусульман тогда было очень мало. Получив тайное известие о том, что должно произойти, мусульмане для своей защиты вырыли вокруг себя очень широкий ров, чтобы враг не мог внезапно напасть на них.
Во вражеском стане находился воин по имени Амр бин Абд аль-Вуд, который был известен своей силой, мужеством и искусством ведения боя. Он внезапно приземлился посреди мусульман, перепрыгнув через ров! Мусульманам не хватило смелости встретиться с ним лицом к лицу. Только лев Аллаха, Али (р.а.), вышел вперед, чтобы бросить вызов Амру!
Оба обнажили свои мечи и вскоре сошлись в ожесточенной схватке друг против друга. Наконец, Аллах даровал победу Али (р.а.), который бросил Амра на землю и взобрался на его грудь, готовый убить заклятого врага ислама. Но прежде, чем Али (р.а.) успел это сделать, Амр плюнул ему в лицо.
Все вокруг были уверены, что в результате этого оскорбления Амр еще быстрее встретит свою смерть. Но вместо этого Али (р.а.) оторвался от груди Амра и ушел!
Окружающие были слишком удивлены, чтобы понять, почему он оставил на свободе такого опасного врага после победы над ним. Амр снова напал, и через короткое время Али (р.а.) снова получил контроль над ним и на этот раз он убил врага ислама.
После того, как битва закончилась, сподвижники Пророка ﷺ спросили у Али (р.а.) о причине, по которой он пощадил Амра, когда в первый раз его одолел. Али (р.а.) ответил: «Я хотел убить его только ради Аллаха. Он плюнул на меня и таким образом разозлил меня. Если бы я убил его в тот момент, это было бы не только ради Аллаха. Это было бы также для удовлетворения моего гнева. Поэтому я отпустил его. Когда я обуздал свой гнев, я убил его исключительно ради Аллаха».
Поэтому, прежде чем предпринимать какие-либо действия, мы должны уяснить себе, что это действие соответствует повелениям Аллаха, и это только ради Него и Его довольствия.
Удержаться от неискренних и нечистых намерений действительно трудно, но возможно. Этого можно добиться постоянным размышлением и истинным пониманием цели нашей жизни. Мы должны понять, чего на самом деле хочет от нас Аллах.