Месяц назад завершился сезон хаджа. Именно в это время Пророк (мир ему) произнес свою знаменитую речь, которую традиционно называют прощальной проповедью, поскольку он уже был тяжело болен в это время и скончался через небольшое время после этого.
Чувствуя приближение смерти, он совершил хадж – чтобы показать мусульманам пример, как следует правильно совершать этот столп Ислама, а по завершении обрядов хаджа обратился к народу с напутственными словами, в которых подвел итог своей миссии и напомнил основные моменты, которые коренным образом изменились в жизни людей после прихода Ислама.
Это событие произошло девятого числа месяца зуль-хиджа, последнего месяца лунного календаря, в 632 году н.э. на горе Арафат. В тот год паломничество вместе с Пророком (мир ему) совершало огромное количество людей.
Пророк (мир ему) начал свою речь с того, что он не знает, доживет ли до следующего года, поэтому он желает подвести итог своей пророческой миссии. Он довел до людей все то, что ему велел передать им Всевышний. И люди подтвердили, что это действительно так.
«О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал Твое послание Твоему народу!»
Далее он напомнил людям о том невежестве, в котором они находились до прихода Ислама и предупредил о том, чтобы они и после его смерти не сходили с правильного пути – не забывали о важности поклонения Единому Богу и соблюдении основ религии: пятикратного намаза, поста в Рамадан и выплаты очистительной милостыни (закята), а также по возможности - совершения хаджа.
После этого Посланник Всевышнего (мир ему) остановился на ключевых моментах, которые отличают жизнь мусульман от жизни язычников эпохи доисламского невежества.
1) Людям следует помнить, что у них один Господь, Всевышний Творец, и один отец – Адам.
По этой причине никто из людей не имеет права кичиться перед другими людьми своим происхождением, родословной, цветом кожи – считать, что себя лучше других только потому, что он происходит от каких-то особо почтенных предков. Все люди произошли от Адама и Евы – и арабы, и неарабы, и белые, и черные. Превосходство одного человека над другим может быть только в благонравии.
«Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым. Никто не имеет превосходства над другим - кроме как в благочестии и хорошем нраве».
В этих словах провозглашен категорический запрет таких отвратительных явлений как национализм или расизм – когда людей делят на «высшие расы» и «недочеловеков» по их происхождению или цвету кожи. Напомним, что в некоторых странах мира расовая сегрегация (то есть, разделение жизни общества по принципу расы – когда были отдельные школы или больницы для белых и чернокожих граждан, к примеру) была отменена только в конце 20 века.
Правда ли, что перед сотворением Аллах спрашивал, хотим ли мы стать людьми или нет? >>
2) До прихода Ислама арабы враждовали друг с другом, но единая вера объединила их, и они стали, по милости Всевышнего братьями. Так что верующие не должны причинять друг другу несправедливостей и ущемлять права других людей. Жизнь человека священна, а его имущество неприкосновенно.
«О люди, так же, как вы чтите священность этого месяца, этого дня, этого города, почитайте и считайте священной жизнь и достояние каждого верующего. Возвращайте доверенное вам законным владельцам. Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять…».
Напомним, что арабское общество до Ислама было разделено на многочисленные племена, которые без конца враждовали и воевали друг с другом. Не было единого закона или власти, которая бы защищала слабых от произвола сильных, бедного от богатого.
Три пробела идеологии современных мусульман >>
3) В проповеди были особо оговорены права женщин на хорошее отношение со стороны их мужей – на пищу, кров и содержание, а женщины, со своей стороны, должны относиться к мужьям с уважением и не нарушать супружескую верность:
«О люди, вы имеете права на своих жен, но и они имеют права по отношению к вам. Помните, что вы взяли их в жены только с дозволения Всевышнего. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на вашу еду, одежду и доброе к себе отношение. Относитесь к вашим женам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники…».
В доисламскую эпоху женщины были одной из самых незащищенных групп населения - муж мог развестись с женой по своему произволу, мог давать ей средства к существованию, а мог и не давать. Мужчины могли заключать временные браки, не считалась грехом внебрачная связь или проституция.
10 радостей, которые получают жены-мусульманки >>
10 радостей, которые получают мужья мусульманок >>
4) Отдельно был оговорен запрет на ростовщичество – взимание процентов с должников, поскольку это притеснение и ущемление прав другого человека:
«Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Помните, что вы непременно встретитесь с вашим Господом, и Он обязательно спросит с вас за ваши деяния. Аллах запретил вам ссудный процент (риба), поэтому всякое ростовщичество запретно…».
Истинные причины, почему Всевышний запретил проценты >>
5) Верующие должны все время держать в уме тот факт, что когда-то всем придется дать отчет перед Творцом за свои действия.
Пророк (мир ему) напомнил, что он не всегда будет с ними, но Всевышний всегда наблюдает за ними и знает обо всем, что они делают:
«Помните: однажды вы предстанете перед Аллахом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода. Остерегайтесь сбиться с истинного пути…».
Когда наступит Судный день: днем или ночью? >>
Можно сделать вывод, что в прощальной речи посланника Всевышнего (мир ему) были заложены фундаментальные основы человеческой нравственности – которые актуальны для людей и по сей день.
Все люди равны перед Богом – так что в человеческом обществе нет места национальному или расовому превосходству; общество должно быть основано на справедливости и соблюдении прав других людей.
Был предписан отказ от всякого рода притеснений – в частности, запрещены ростовщические проценты – поскольку это большая несправедливость, когда кредитор, пользуясь затруднениями должника, берет с него дополнительные деньги за свой заем.
Были запрещены всякого рода посягательства на жизнь и имущество других людей без права на это.
Пророк (мир ему) велел супругам соблюдать права друг друга, мужья не должны были обижать своих жен, плохо обращаться с ними, отказывать им в праве на их содержание.
Кажется, что это вроде бы естественные и очевидные вещи, однако, человеческое общество и до сих пор далеко не всегда следует этим прекрасным советам. Хорошо бы верующим держать в уме эти чрезвычайно важные наставления и в наше время.
Анна Кобулова