В настоящее время существуют различные подходы к лидерству. В коллективном лидерстве принимаются решения согласно командной работе и желаниям общества. В этикоцентричном лидерстве, в основе которого стоит ценность человека, берутся во внимание моральные ценности. Лидерство, в принципах которого повышение и обогащение жизни. Обслуживающее лидерство – лидерство, где учитываются интересы и проблемы подчиненных. Это только некоторые виды лидерства.
Оценивать посланника Аллаха только этими подходами лидерства не достаточно. Но если обязательно нужно провести параллель, определение обслуживающего лидерства больше всего подходит его профилю. В обслуживающем лидере, где происходит синтез слуги и лидера содержатся следующие особенности: умение слушать, сопереживание, благоустройство, умение различать, сила убеждения, дальновидность, пастушество (ответственность, обеспечение безопасности), забота о развитии и росте человека, создание групп и общества обеспечивающее сплоченность вне деловой жизни.
Одной из особенностей, которая должна присутствовать в лидере это смелость. Лидер должен вести себя так, как будто за ним стоят тысячи людей, чтобы мог добиться поставленной цели. Не должен бояться смерти. Человек, боящийся всего, не может быть лидером. Храбрость гарантирует другие положительные черты. По своей природе посланник Аллаха был храбрым человеком. Ни разу в жизни не было линии поведения, которая могла бы оцениваться как трусость. Когда вся Аравия плавала в ширке, он один поднял знамя единобожия и в одиночку боролся за веру; преодолел все препятствия, которые казались непреодолимыми и в итоге борьбы собрал вокруг себя сотни тысяч людей. Вся его жизнь полна примерами мужества. Ярким примером мужества является его доблесть и храбрость в бою. Такой храбрый сахаба как хазрат Али сказал: «Во время битвы при Бадре я посмотрел на посланника Аллаха, он нашел убежище. Мы прижимались к нему. Он был ближе всех к врагу. Он был самым отважным из нас». Во премя битвы при Хунайне, когда была опасность распада армии, он пришпорил своего скакуна и ринулся вперед со словами: «Я пророк. В этом нет лжи. Я сын Абдульмутталиба». Это добавило войску мужества и стало причиной повторного строя.
Другая особенность лидерства – решимость в защите своих принципов. Не решительные лидеры не могут направлять других и сами не могут быть успешными. И этим аспектом пророк предстает перед нами как недосягаемая высота. Посланник Аллаха несмотря на все невзгоды, никогда не колебался в защите своих убеждений и всегда сохранял соответствующее себе поведение. Его решимость воспитала общество сахабов, которые за веру с радостью готовы были пожертвовать своей жизнью. Господин пророков пережил много трудностей в Мекке. Он друг за другом потерял самых близких родственников и самых больших сторонников в лице жены и своего дяди. Однако это его не подкачало, он не впал в отчаяние и нерешимость. Во имя своей миссии, в Мекке не осталось двери, куда бы он не постучался и рынка, через который бы он не прошел. На предложение мекканцев мирских благ в обмен на прекращение миссии он ответил отказом и не шел на компромиссы.
Каждый руководитель должен быть способен быстро и правильно принимать решения. Есть моменты жизни, когда решения нужно принимать немедленно. Этой особенностью лидер отличается от обычных людей. Как правило поспешные решения бывают ошибочными. Поскольку поспешность и точное решение противоположны друг другу. Трудно найти сочетание двух противоположностей, но в лидерах они сочетаются. У пророка не было ни одного решения, которое бы потерпело фиаско. Напротив, в результате своего решения ему удалось рассеять смуту среди мусульман. В походе Бану Мусталак пророк предотвратил отрицательные последствия, которые могли возникнуть в результате смуты посеянной главой мунафиков Абдуллой ибн Убэйем, который решил спровоцировать мусульман из-за спора, возникшего по причине воды между Джахджаном ибн Мас’удом и Синаном ибн Вехбом. Абдулла ибн Убэй собрал мунафиков и решил их натравить против пророка: «Нас беспокоят в наших землях. Положение мусульман из числа курайш как слова наших предков “змею пригрел”. Как только прибудем в Медину, достойные прогонят оттуда никчемных». Молниеносное решение пророка уничтожило эту смуту на зачаточном уровне. Как только он услышал слова Абдуллы ибн Убэя, приказал войску двинуться в путь. Около 30-и часов они были в пути. Люди устали и как только остановились на привал, все уснули. Таким образом, он воспрепятствовал разговором, которые бы привели к смуте.
Еще одной особенностью лидерства является способность преодолевать проблемы. В современном понятии менеджмента, руководитель определяется и как «человек решающий проблемы». Лидер должен быть достойным доверия перед людьми стоящими за ним; он связан с решением личных, семейных, общественных, экономических, политических и всех остальных проблем общества. Поэтому такой лидер любим и почитается обществом. Пророк Мухаммад (сгв) как раз был таким лидером, он решал все проблемы человечества. Яркий тому пример судейство пророка в вопросе Хаджаруль-Асвад; побратив ансаров и мухаджиров, устранил проблему связанной с переселением; установление конституции Медины; решил проблему, возникшую в результате раздачи трофеев Хунайна.
Так же качеством, необходимым лидеру является забота о росте и развитии человека. Но уделять этому внимание не означает говорить об этом, лидер должен непосредственно участвовать в процессе. Потому что каждый человек имеет особое значение и ценность. Пророк сам лично указывая на эту особенность сказал: «Я был послан в качестве учителя». Он рос в безграмотном обществе. Поэтому уровень грамотности арабов был очень низким. Посланник Аллаха начал работать в этом русле в особенности в Мединский период. Для этой цели он выделил в мечети специальное место. Это место назвали Суффа, который считается первым мусульманским университетом. Пророк сам лично преподавал там. Вместе с ним обучали Корану и другие учителя. Примечателен тот факт, что посланник Аллаха в обмен на освобождение велел грамотным пленным битвы при Бадре обучить 10 сахобов грамоте. В результате плодотворной работы посланника Аллаха, за 23 года пророческой миссии арабы бедуины превратились в общество, указывающее путь всему человечеству.
Следующей особенностью необходимой лидеру является сила убеждения. Вместо принуждения лидеру следует использовать силу убеждения путем беседы, и завоевав разум и сердце собеседника, предоставлять работу. Эта особенность в посланнике Аллаха очевидна. Яркий тому пример, случай возникший в результате раздачи трофеев в битве при Хунайне. После победы в этой битве пророк некоторым мусульманам выделил большую долю трофеев, чтобы разогреть их сердца в Исламе. Это событие взволновало особенно молодых ансаров. Пророк чтобы предотвратить возможную смуту собрал ансар в одном месте и обратился: «О сообщество ансаров! Если вы огорчились тому, что некоторым людям я дал что-то из мирских благ, чтобы их сердца притянулись к Исламу, когда каждый будет возвращаться домой с верблюдами и овцами, неужели вы не хотите вернуться домой с посланником Аллаха? Клянусь Аллахом, если все люди пойдут в одну долину, а ансары в другую, я ни минуты не колеблясь пойду в ту сторону, куда пойдут ансары. Если бы не было хиджры, я бы желал быть в числе ансаров».
Лидер ответственный человек. Он непременно выполнит взятую на себя обязанность. Он не ждет вознаграждения за выполненное обязательство. Эту особенность можно сравнить с «пастушеством». Изречение посланника Аллаха «Все вы пастыри и все вы ответственны за свое стадо», открыто на это указывает. Пророк был человеком полной ответственности. Его ответственность доведение до человечества пророческой миссии, объяснение людям единобожия. Посланник Аллаха был очень амбициозным в этом отношении. Примером того служит аят из Корана: «Быть может, ты огорчаешься до смерти из-за того, что они не веруют в эти рассказы (т. е. Коран)?» (Кахф: 6).
Следующая особенность присущая лидеру дальновидность. Лидер ведет людей в будущее. Лидер должен видеть результат своей деятельности. Дальновидность – навык связанный с интуицией, помогающий видеть возможный результат в будущем из уроков, взятых с прошлого и настоящего. Посланник Аллаха был дальновидным. Невозможно его дальновидность оценивать отдельно от качеств пророка. Для подтверждения дальновидности пророка достаточно изучить пункты договора при Худайбии, некоторые из которых гласят: соглашение о прекращении войны с курайшитами на 10 лет; на следующий год мусульмане прибудут в Мекку без оружия для совершения паломничество; арабам желающим заключить союза с Мухаммедом разрешить заключить союз.
Еще одна особенность лидерства взаимная любовь. Отношения пророка с сахабами строились на взаимной любви. Посланник Аллаха любил свою общину и был любим ими. Каждый сахаба считал, что он самый любимый перед пророком, и каждый считал, что любит пророка больше всех. Нет ни одного примера, чтобы человек принявший Ислам, рассердившись на пророка, отступил от веры.
Присущее качество лидерство умение распоряжаться людьми. Он лучше всех разбирается в подчиненных. Посланник Аллаха был бесподобным в познании окружающих его людей. Он использовал людей в той области, где у них больше всего способностей. Так же качеством лидерства является чистое прошлое. Пророк до 40 лет жил в своем обществе и прошлое у него было безупречным. При каждом удобном случае его называли «Мухаммад-Амин». И до пророчества он жил как пророк.
Можно еще добавить особенности успешного лидера. Однако, из перечисленных в статье особенностей ясно, что посланник Аллаха был бесподобным лидером. Его идеальное лидерство защищает современных людей от заблуждений в руководстве и поведений лидерства заполненного эгоизмом. Потому что посланник Аллаха был крупнейшим представителем горизонта совершенного человека.
Islam-Today