Не надо пропускать прием пищи во время сухура. Наш Пророк ﷺ говорил: «Разница между нашим постом-уразой и постом иудеев и христиан – это прием пищи во время сухура» («Сахих» имама Муслима, Сыям, 46).
Сынам Исраиля в ночь поста были запрещены еда, питье и близость с женой после сна. В первые годы ислама тоже было запрещено совершать после сна нарушающие пост действия. Позже Аллах разрешил еду, питье и близость с женой до времени имсака.
Пост в Рамадан: все о запретах и особенностях
Причиной этому стало следующее событие: Кайс ибн Сирма аль-Ансари (р.а.) в один из дней постился, а вечером ничего не нашел поесть во время ифтара. Его жена пошла искать что-нибудь из продуктов ему для ифтара. Он прилег до ее прихода и уснул. Так он ничего и не поел до утра. И так получилось, что он голодным приступил к посту следующего дня. Не выдержав голода и жажды, к полудню он упал в обморок («Сахих» аль-Бухари, Саум, 15; «Сунан» Абу Дауда, Саум, 1 (2/295); ан-Насаи, Сыям, 29 (4/121); ат-Тирмизи, Тафсир, 3 (5/210).
Утреннюю еду во время поста (сухур) нужно откладывать поближе к концу ночи. Именно так поступал наш Пророк ﷺ, который говорил: «Эти три вещи из обычаев пророков: спешить с ифтаром, откладывать сухур и пользоваться мисваком» (Маргинани «Аль-Хидая», 1/129; «Муватта», Каср ас-салят, 15; «Маджма‘ аль-Аусат», 2:526 (1905); ат-Табарани «Маджма‘ ас-сагыр», 1/276).
В комментариях к «аль-Хидая» автор «аль-Кифая» пишет: «Я спросил у моего шейха имама Бадреддина ан-Навави рахимахуллахи:
– В прежних религиях, как и в первые годы ислама, не было принято есть во время сухура. В таком случае, как же пророки могли откладывать сухур?
Мой шейх ответил:
– Здесь имеется в виду второй прием пищи после ифтара. Эта вторая трапеза похожа на наш сухур. Пророки позже приступали к этому второму приему пищи».
Одна из сунн пророков – обычай приступать к ифтару по возможности поскорее. В одном хадисе, переданном от Ибн ‘Аббаса (р.а.), Посланник ﷺ говорил: «Мы, сообщество пророков, получили повеление откладывать сухур, спешить с разговением и опираться на наш иман в разных состояниях во время наших молитв» («Сахих» аль-Бухари, Саум, 43; «Сахих» имама Муслима, Сыям, 51; Абу Дауд, Саум, 19; ат-Тирмизи, Саум, 12).
Не пропустите: Нарушается ли пост, если человек матерится?
В откладывании сухура имеется большая польза, так как это позволяет хорошенько насытиться и затем спокойно совершить утренний намаз. Постившемуся человеку желательно совершать ифтар после вечернего намаза. Это – мустахаб. Если он знает точное время, то можно сначала слегка перекусить и потом совершить намаз, после которого продолжить прием пищи.
Ифтар надо начинать с чего-нибудь сладкого. Лучше всего для этого подходят финики. Если нет фиников, то можно разговляться небольшим глотком воды (Абу Дауд, Саум, 21; ат-Тирмизи, Закят, 26, Саум, 10; «Сунан» Ибн Маджа, Сыям, 25).
Посланник Аллаха ﷺ начинал ифтар с фиников, или же совершал ифтар какой-нибудь другой пищей, которой не касался открытый огонь. Было сказано, что летом он разговлялся водой, а в зимнее время – финиками (Аль-Хайсами «Маджма‘», 3/156. 878 Ибн Мубарак, 1459; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 3620).
Во время ифтара надо обращаться к Аллаху с мольбой о своих самых насущных нуждах. Это – мгновения, когда принимаются дуа. С первым куском еды надо произнести:
«О, щедрый на прощение Всевышний Аллах! Прости и помилуй меня!» (Ибн Мубарак, 1459; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 3620).
После этого надо прочитать дуа: «Альхамду лилляхиль-лязи аанни фасумту ва разакани фа‘фтарту» («Хвала Все вышнему Аллаху, оказавшему мне помощь в соблюдении поста и давшему мне пищу на ифтаре»).
Наш Пророк ﷺ во время ифтара произносил такую дуа: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аля ризкыка афтарту» («Аллах мой! Я соблюдал пост ради Твоего довольства и совершил ифтар той пищей, которую Ты мне даровал!») (Абу Дауд, Сыям, 22; Ибн Сунни «‘Амаль аль-йаум валь-лейль», 379; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 3619).
Время сухура и ифтара в Рамадан-2023: топ-100 городов России
Фото: elements.envato.com/ru.