Вам, наверное, не раз приходилось слышать о таком понятии как «рукъя». Для кого-то, возможно, это слово – в новинку. В данном материале разберем подробнее это понятие, а также как и зачем оно применяется.
Рукъя – это молитвенные формулы (аяты Корана, дуа) для исцеления от сглаза, порчи, колдовства, депрессии и отсутствия душевного покоя и удаления зла шайтанов и джиннов.
Одним словом, рукъя – это молитва, цель которой изгнание негативных воздействий и выздоровление.
С помощью чтения аятов Корана и произнесения специальных молитв мусульмане находят утешение, излечение и защиту от зла. Поэтому рукъя широко применяется верующими как один из инструментов достижения излечения и избавления от зла людей и джиннов.
Передано от Абу Саид аль Худри, что Джибриль пришел к Пророку ﷺ и спросил: «Ты болен?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Во имя Аллаха я делаю рукъя для тебя от всего, что приносит вред тебе, от зла каждой души или плохого глаза, да излечит тебя Аллах, во имя Аллаха я делаю рукъя для тебя».
Зло людей может нанести вред человеку. Сглаз, порча и колдовство могут оказывать сильнейшее негативное воздействие на качество жизни человека: он лишается душевного спокойствия, часто безпричинно болеет, испытывает сложности во всех сферах своей жизни. Лечить от колдовства, порчи и сглаза в исламе принято посредством аятов Корана – рукъя. Слова Аллаха – сильнейшее средство, которое способно исцелить верующего от влияния черных сил.
Как понять, что ребенка сглазили?
Передается от Аишы: «Пророк ﷺ вошел в дом и услышал плач малыша, и сказал: «Что с вашим ребенком? Почему бы вам не прочитать ему рукъю от сглаза?».
В одном хадисе сказано, что рукъя применяется в трех случаях: сглаз, лихорадка и язва (незаживающей раны, сыпи). По мнению исламских богословов, это не отменяет действенность рукъя и в других случаях. В хадисе подчеркивается, что рукъя особенна полезна в этих случаях.
Читая рукъя, следует протереть руками лицо, грудь и живот, как делал Пророкﷺ. Часто во время проговаривания рукъя можно увидеть, что читающий дует на чувствующего недомогание. Так делал посланник Аллаха ﷺ, выдыхание, дутье в этом случае – это способ доведения до человека благодатности (баракята) молитв.
Еще рукъя читают на воду, эффективнее всего на зам-зам или родниковую. Считается, что вода, которая впитала в себя прекрасные слова Аллаха обладает исцеляющими свойствами.
Для чего мусульмане используют аяты Корана, написанные шафраном на пергаменте?
Рукъей могут быть суры как Фатиха, Нас, Ихлас, Фаляк, аятуль-Курси, так и специальные дуа:
«Азхиб ил бас, Раббиль ннас вашфи анта аль Шаафи ля шифаа илля шифааука шифаан ля йугадир» (Устрани вред, о Господь людей, и излечи его, ведь Ты излечивающий, и нет излечения, кроме Твоего излечения, излечение, которое не оставляет после себя болезни) (Бухари и Муслим).
Семья Имрана ибн Хазма (р.а.) держала в своем доме рукъя в качестве защиты от скорпионов. Сподвижники пришли к посланнику Аллаха ﷺ и рассказали ему об этом, а затем спросили: «Разве ты не запретил это?». В ответ на это посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я не вижу в этом ничего предосудительного. Если кто-то из вас посредством этого может быть полезен своему брату, то пусть сделает это».
Что касается людей, которые занимаются чтением рукъя. В исламе есть понятие «карамат», т.е. чудесные способности, которые могут быть дарованы отдельным людям. Действительно, некоторые люди могут ощущать болезни и излечивать их.
Причем следует заметить данный карамат ниспослан не для того, чтобы возгордиться или обогащаться, а для того, чтобы дарить людям благое, приближать их к вере.
К сожалению, среди врачевателей и целителей очень много различных шарлатанов. И подчас очень трудно различить тех, кто придерживается в своей деятельности канонов шариата, а кто нет.
Пророк Мухаммад ﷺ, имея дело с этими людьми, призывал обращать внимание на их крепость в вере, насколько человек богобоязнен, опрятен, соблюдает ли пятикратный намаз, и самое важное не противоречат ли его способы врачевания канонам шариата, совершает ли он дуа, читает ли аяты из Священного Корана.
Если считать заклинанием колдовские заговоры и вид ритуально-магической речи, то рукъя не имеет с этим ничего общего. Более того, подобного рода действия имеют категорический запрет в исламе.
Рукъя дозволена и даже побуждаема в исламе, так как применялась самим пророком Мухаммадом ﷺ. Известен хадис от Аиши, что Пророк ﷺ, будучи смертельно болен, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры.
В одном из преданий сказано, что какого-то человека ужалил скорпион, и один из сподвижников Пророка ﷺ прочитал ему «Фатиху», и от укуса не осталось и следа. Когда Пророк ﷺ узнал об этом, он спросил: «Откуда ты узнал, что она (сура «Аль-Фатиха») служит для исцеления (рукья)?»
В основе рукъя лежит взывание к силе Аллаха, а заклинания связаны с магией совершенно чужды и запретны в исламе. Только при использовании рукъя важно понимать, что это Аллах исцеляет, а не сами слова. Не человек творит сверхъестественное, а только Аллах способен на каждую вещь и избавит от любого недуга. Исцеление исходит только от Всевышнего.
Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада ﷺ: «Мы обращаемся к другим, чтобы они читали нам рукъя-заклинания, лечимся лекарствами, принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного. Разве эти вещи могут защитить нас от того, что уже определено Аллахом?» Посланник ﷺ ответил: «Эти действия, поистине, и являются тем, что Им определено».
Сайда Хайат