Побуждать к добру необходимо скрыто, потому что скрытое побуждение является лучшим побуждением.
Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто увещевал своего брата среди людей, - увещеватель сделал плохое для него. Тот, кто увещевал своего брата скрыто, то, поистине, он украсил его. Если же скрытые наставления не дают ему пользы, то тогда пусть увещевает его перед людьми. Для того чтобы сохранить человека от зла, нужно попросить помощи у хороших и святых людей. Если они не будут удерживать его от совершения греховных деяний, то придёт наказание от Аллаха, которое получат все».
Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Нугмана бин Башира (да будет доволен им Аллах). Он (р.г.) сказал: «Я слышал, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить трем людям на корабле. Они заняли места на корабле. Один из них разместился в верхней его части, второй - в средней его части, а третий - в нижней. Когда один из них возьмёт инструмент для прокалывания дырки, то ему скажут: «Что ты хочешь?» Он скажет: «Я хочу проделать дыру в своем месте, чтобы вода была ближе ко мне». Один из них скажет: «Оставьте его, пусть делает то, что хочет». Другой скажет: «Мы не должны оставить его, ведь если он продырявит свое место, он погубит не только себя, но и нас». Затем Пророк (с.г.в.) сказал: «Если они схватят его за руки, то спасутся сами и спасут его. Если же они не заберут у него этот инструмент, то они погибнут все».
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.). Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, вы должны призывать людей к добру и отстранять их от запрещенного, иначе Аллах пошлёт на вас Своё наказание. Вы будете взывать к Нему, и Он не будет вам отвечать».
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.). Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Если моя община боится сказать несправедливому: «Ты несправедлив!» - это значит, что (благо) покинуло их.
Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.). Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это собственноручно, если не сможет, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то - сердцем своим, что станет самым слабым проявлением веры».
Некоторые сказали: «Руками зло должны устранять начальники. Языком зло должны устранять ученые. Сердцем зло должны устранять остальные люди». Некоторые сказали: «Кто в силах устранить зло, то для него это является ваджибом (обязательным)».
Факих (р.г.) сказал: «Целью призывающего к благому должно быть достижение довольства Всевышнего Аллаха. Если он, призывая к добру, будет желать довольства Аллаха, то Аллах поможет ему в этом деле. Если же его призыв будет ради того, чтобы показать свою силу (мужество), то Аллах опозорит его».
Передано от Гакрамы (да будет доволен им Аллах): «Поистине, когда один мужчина проходил мимо дерева, которому поклоняются, он сказал: «Этому дереву поклоняются помимо Аллаха». Затем он взял топор и направился на своем ишаке к дереву, чтобы срубить его. На пути ему встретился Иблис (проклятие ему) в человеческом образе. Иблис (проклятие ему)
сказал: «Куда ты идешь?» Этот человек сказал: «Я увидел дерево, которому поклоняются помимо Аллаха. Я пообещал себе, что вырублю это дерево и поэтому направляюсь к нему», Иблис (проклятие ему) сказал: «Оставь это дерево и тех, кто поклоняется ему. Пусть Аллах отдалит их». Мужчина и Иблис (проклятие ему) начали спорить, что даже дошло и до драки. Когда Иблис (проклятие ему) ослабел, то сказал: «Откажись от этого дела, я тебе каждый день буду давать четыре дирхема. Каждый день, подняв свою перину, ты увидишь дирхемы». Услышав это, мужчина сказал: «Ты действительно сделаешь это?» «Да», - ответил Иблис (проклятие ему). Этот человек вернулся к себе домой. Он находил обещанные ему дирхемы три или четыре дня. Однажды на рассвете он поднял свою перину и не нашел там дирхемы. После этого он взял топор, сел на своего ишака и направился к дереву, которое хотел срубить. На пути ему снова встретился Иблис (проклятие ему) в образе человека. Он (проклятие ему) сказал: «Куда ты идёшь?» Человек сказал: «Я иду к дереву, которому поклоняются помимо Аллаха, и хочу срубить его». Иблис (проклятие ему) сказал: «У тебя на это не хватит сил. В первый раз ты вышел ради Аллаха. Но сейчас ты вышел ради себя, потому что ты не нашел дирхемы. Если ты придешь к дереву, то твоя шея будет срезана». Этот мужчина оставил дерево и вернулся к себе домой».
Из книги "Танбихуль гафилин"