Всевышний Аллах говорит: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» («ат-Тауба», 18).
Если совершающий намаз не посещает дом Аллаха, кроме как в пятницу, значит, у него большие проблемы с его молитвой и верой. Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, иногда мне хочется собрать дрова, а затем провозгласить азан для молитвы. Затем я бы назначил имама для намаза, а сам пошел бы к домам тех, кто не посетил молитву, и поджег бы их дома». Эти слова Пророка нельзя воспринимать как призыв к подобным радикальным мерам, однако этим жестким предостережением божий посланник показывает, насколько опасно положение тех, кто, имея возможность явиться на коллективную молитву, не делает этого.
С чего начинается оживление мечетей?
Оно конечно же начинается с их постройки. Когда сподвижники строили мечеть в Медине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лично таскал камни для строительства и говорил: «Кто построит мечеть ради довольства Аллаха, тому Всевышний построит дом в Раю» (аль-Бухари).
О достоинстве мечетей и их строительства указывает тот факт, что переселившись в Медину, Пророк (мир ему) первым делом построил там мечеть. Какое же великое и прибыльное вложение – строительство мечетей, в которых ежедневно люди совершают молитвы, читают Коран и изучают религию Творца, увеличивая этим награды тех, кто принял участие в их строительстве!
Главное – поклонение
Строительством дело не заканчивается. Возведя дом Аллаха, люди должны приложить еще большие усилий на его оживление поклонением. Турецкий поэт и писатель, Сезаи Каракоч писал: «Мечеть не состоит только из стен и купола. Прихожане храма являются его неотъемлемой частью. Мечети – корни, пущенные в землю, а люди, посещающие их, - стволы и ветви».
Сердце мечети бьется с провозглашаемым на всю округу азаном, с пятикратной молитвой, в каждом ракаате которой люди повторяют: «Лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь Тебя просим о помощи!»
Аллах в суре «ан-Нур» назвал Себя Светом небес и земли, а также сообщил, что сердца верующих озаряются Его светом. Он сравнил этот свет в душе верующих с нишей со светильником, который разжигается от масла плодов оливкового дерева. После этого Аллах поведал, что направляет к Своему свету, кого пожелает, и что озаренные им люди поминают Его в воздвигнутых с Его позволения мечетях: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята» («ан-Нур», 36-37).
Беспечным людям необходимо задуматься, почему же Аллах не ведет их в мечети? Работу и другие мирские дела Господь не считает оправданием для тех, кто не приходит в Его дома. Эти аяты указывают нам на то, что истинно верующие люди должны выстраивать свой дневной график так, чтобы у них хватало времени для коллективных молитв и поминания Аллаха в мечетях.
Мечеть и дети
Все мы стремимся дать нашим детям правильное религиозное воспитание, хотим, чтобы они были достойными представителями Уммы мусульман. Для этого их нужно сближать со всем, что связано с главной целью нашей жизни – с поклонением, а главное место поклонения – это, конечно же, дом Аллаха.
Многие запрещают детям посещать мечети по той причине, что они ведут себя несоответственно. Да, мечети построены для поклонения и поминания Аллаха, и нельзя допускать, чтобы детские игры и беготня мешали людям сосредоточенно молиться и читать Коран. Однако при соблюдении определенных правил подобных проблем быть не должно.
Не стоит приводить в мечети совсем уж маленьких детей, которые мало чего понимают. Религиозным воспитанием малышей должны заниматься в первую очередь мамы в своих домах. Хорошо, когда в мечети с отцами или родственниками-мужчинами приходят дети постарше и учатся вместе с ними совершать молитву, читать Коран и изучать религию.
Из сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы знаем, что его внуки, а также дети сподвижников с малых лет посещали мечети. Сообщается в одном из хадисов, что Пророк (мир ему) совершал намаз, держа на руках кого-нибудь из своих внуков. Порой, когда он совершал земной поклон, они взбирались к нему на спину, и он не гнал их, а ждал, пока они не спускались на землю.
Дети – наше будущее и будущее мечетей, ведь после нас именно им предстоит оживлять дома Всевышнего Аллаха. Поэтому необходимо прививать им любовь к поклонению в мечетях, а также проявлять терпение к чужим детям, которые посещают их.
Islam-Today