Фото: Alfha.ID/ shutterstock.com
Ислам – самый дорогой дар человечеству от Аллаха. Каждый аспект жизни человека, с момента зарождения в утробе до самого последнего вздоха, представлен наилучшим образом в предписаниях нашей религии.
Одно из первых предписаний начала человеческой жизни связано с имянаречением. Имя – уникальный код каждого человека, слово, которое он слышит чаще всего в этом мире. Поэтому его нужно тщательно подбирать. Перед тем, как дать имя своего малышу, каждый родитель должен ознакомиться с правилами имянаречения в исламе.
В Коране есть аят:
«О, Закария (Захария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья (Иоанн). Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему)» (Марьям, 7).
Этот аят указывает на важность имянаречения. Имя человека является важнейшей составляющей этого мира и ахирата. Этим именем его будут нарекать не только обитатели земли, но и призовет в Судный день Всевышний Аллах.
Читайте также: Можно ли мусульманам назвать дочь Дианой?
Будучи главой семьи, отец ребенка должен позаботиться о том, что его ребенка назвали красивым, соответствующем исламу именем. Он может советоваться с женой, прислушиваться к ее мнению, но конечное решение – за ним.
В хадисе сообщается: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж».
Насаб сродни отчеству и обозначает имя отца. Считается, что в Судный день Аллах будет призывать людей по их собственному имени и по их насабу – то есть имени отца.
Посланник Аллаха ﷺ говорил о возможности дать имя ребенку в следующее время:
1. Сразу после рождения.
2. На третий день после рождения.
3. На седьмой день после рождения. Имянаречение на 7-й день можно сочетать с акыкой.
В хадисе сказано: «Поистине, самые любимые имена для Всевышнего – Абдуллах и Абдуррахман». Эти имена значат «раб Аллаха», и «раб Милостивого», являются самыми лучшими по значению с точки зрения ислама, так как олицетворяют главную его ценность – поклонение единственному Господу. Также к этой категории можно отнести такие имена как Абдульазиз, Абдульгафур, Абдуррахим.
Первым сповижником Пророка ﷺ, который назвал своих сыновей этими именами, был Ибн Марван аль-Хаким.
В хадисе сказано: «Они (праведники) называют своих детей именами пророков и праведников».
У сподвижника пророка Зубайра ибн Аван (р.а.) было 9 детей. Они были названы в честь сахабов, которые пали на пути противостояния Аллаха в битве при Бадре: Абдуллах, Урва, Хамза, Джафар, Мушаб, Убайда, Халид, Умар, Маундзир.
Родитель обязан выбрать такое имя, которое не будет представлять ребенку трудностей или вызывать насмешек со стороны окружающих в последующем.
Родитель, выбирая несоответствующее исламу или неадекватное имя для ребенка, наносит ему вред и нарушает его права, чего ислам не приветствует.
Если мусульманин не может определиться с именем или не знает, какое имя будет считаться корректным с точки зрения ислама, он может обратиться к местному имаму. Во времена Пророка ﷺ сподвижники приходили к нему за советом в выборе имени.
Многим хочется дать своему ребенку самое необычное, модное имя. И в погоне за оригинальностью родители часто забывают о том, что имя оказывает большое влияние на человека.
Имя – это не этикетка, и если мы идем на поводу у моды и отказываемся от истинно мусульманских имен, это указывает на нашу слабость.
Именами идолов, объектов поклонения языческих и других религиозных культов, сект и т.д. называть детей мусульман нельзя.
Имена Аллаха – его атрибуты, которыми обладает только Он Единственный.
Читайте также: В чём мудрость проведения ритуала имянаречения новорождённого?
Если какой-то определенный человек прославился в совершении грехов, и его имя стало отождествляться с этим образом жизни, то наречение таким именем является запретным.
Если ребенок по незнанию родителей был наречен недозволенным именем, то его разрешается поменять на лучшее по значению. Аиша (р.а.) рассказывала, что пророк Мухаммад ﷺ менял плохие имена на хорошие.
Во время процедуры имянаречения отец ребенка или имам берет ребенка на руки, становится лицом к Кибле, произносит азан и имя в ухо ребенка. Также произносится камат и аяты Корана.
Фото: shutterstock.com.