В вопросе намаза, как и во всех других вопросах, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был Усва-и Хасана, то есть примером для подражания для верующих. Подражать ему значит спасти себя в дунье и ахирате; а те, кто наилучшим образом старались походить на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) это конечно же его сподвижники.
Сподвижники пророка (да будет доволен ими Аллах) учились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как правильно читать намаз. Фудайль ибн Ияд (рахматуллахи алейхи) по этому поводу сказал следующее: «Сподвижники пророка встречали зарю с растрепанными волосами, бледными. Вечер и ночь они проводили в состоянии поясных и земных поклонов. Иногда они долгое время стояли в намазе, иногда подолгу находились в земном поклоне. Когда они поминали Всевышнего Аллаха они раскачивались подобно деревьям, которые раскачиваются в ветреную погоду. Их глаза выплакивали столько слез, сколько достаточно, чтобы намочить одежду и оставить под ногами мокроту, подобную мокроте под ногами человека только что взявшего омовение. Несмотря на это, как только наставал рассвет, они обтирали лицо жиром, намазывали на глаза сурьму, и выходили (на утренний намаз) чтобы казаться в глазах мусульман, будто спали всю ночь».
Муджахид (да будет доволен им Аллах) сообщает, что хазраты Абу Бакр и Абдулла ибн Зубейр стояли на намазе неподвижными как столбы. Мисвар ибн Махрама объясняет, что пришел к халифе Умару после того, как его пронзили кинжалом, чтобы узнать о его состоянии. Он посоветовал пробудить его напомнив о намазе. Халифе сказали «О повелитель правоверных! Наступило время намаза». Халифа Умар встал и подумал о положении человека оставляющего намаз. Он совершил намаз, когда из раны текла кровь.
Хазрат Осман (да будет доволен им Аллах) всю ночь бодрствовал и в одном ракаате намаза делал хатм Корана полностью. Когда его дом был осажден мятежниками, жена его сказала им: «Вы хотите его убить? Хотите убивайте, хотите оставьте; нет сомнения он в одном ракаате на протяжении всей ночи прочитал Коран полностью». Хазрат Осман (да будет доволен им Аллах) в результате покушения был ранен кинжалом, из его раны непрерывно текла кровь и он впал в кому. Даже в этом состоянии, когда ему сообщили о наступлении времени намаза, он пришел в себя и совершил намаз. Затем он сказал: «нет места в Исламе тому, кто оставил намаз!».
Когда наступало время намаза тело хазрата Али (да будет доволен им Аллах) начиналось трястись, а лицо бледнело. Когда его спрашивали, почему он приходит в такое состояние, он отвечал: «Пришло время исполнить аманат, который не по силам небесам и земле, и не в состоянии поднять горы. Мне не известно смогу ли я совершить его без недостатков». Известно событие, когда во время битвы в тело хазрата Али вонзилась стрела и решили извлечь её во время намаза. Потому что как и у других сахабов, у хазрата Али обрывалась связь с миром во время намаза, и он пребывал в поминании Всемогущего Аллаха. Стрела застряла в голени и создавала непереносимую боль. Хазрат Али вспомнил, что во время намаза он забывает обо всем, кроме Аллаха; и поэтому решили извлечь стрелу во время намаза. Когда хазрат Али покрылся в земном поклоне, стрелу силой выдернули. Хазрат Али был совершенно спокойным, будто ничего и не заметил.
Тарик ибн Шихаб рассказывает как Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) совершал намаз: «Однажды я ночевал в доме Сальмана, чтобы изучить, как он совершает ночные намазы. Он встал в конце ночи и совершил некоторое количество намазов. Я думал, что он выстаивает в намазе всю ночь. Когда я сказал ему об этом, он ответил: “добросовестно совершенные предписанные пять намазов исцеление от всех страданий, кроме смерти”». Кто сегодня задумывается «правильно ли я совершаю намаз? Что нужно сделать, чтобы совершать намаз правильно?» и находится в поисках человека, у кого можно научиться безукоризненному и прекрасному совершению намаза? Нам нужно взять в пример поведение Тарика ибн Шихаба и начать поиски такого человека.
Природа сподвижников была разной. Кто-то увлекался постом, кто-то зикром, кто-то был одержим джихадом, а кто-то как, например Абдулла ибн Мас’уд был увлечен намазом. Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) почти не держал добровольных постов. Когда его спрашивали «почему ты не постишься?», он отвечал: «когда я пощусь, испытывают трудности в совершении намаза. Для меня намаз более любимее, чем пост». Однажды он сказал: «свои потребности взваливайте на обязательные намазы. Потому что предписанные намазы являются средством для осуществления потребностей». В другой раз он сказал: «с условием воздержания от великих грехов, совершенные намазы искупают грехи между ними».
Когда спросили о намазе Абдуллы ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах), один из сахабов ответил: «земной поклон Ибн Зубайра был настолько долгим и неподвижным, что прилетали птицы и садились на его плечи. Иногда он совершал поясной поклон таким образом, что всю ночь находился в этом состоянии; а иногда он продлевал земной поклон так, что всю ночь был в этом состоянии». Во время одного из нападений, он дома совершал намаз. Выпущенный снаряд ударился об ворота мечети. Осколок от него попал в район между горлом и бородой Ибн Зубайра. Несмотря на это, он не испортил намаз, даже не укоротил поясной и земной поклоны. Как и в остальных делах, трепет и искренность в намазе был их девизом. Действительно, когда Ибн Зубайр совершал один из своих намазов, его сын Хашим лежал рядом. С потолка проскользнула змея и обвилась вокруг сына. Ребенок начал вопить. Поспели члены семьи и в переполохе убили змею. Несмотря на это Ибн Зубайр в спокойствии продолжал совершать намаз. После того, как отдал салям, он поинтересовался: «Я слышал шум, что произошло?» Жена ответила: «Горе тебе! Твой сын мог умереть, а ты и не догадываешься!» Ибн Зубайр ответил: «Пусть Аллах воздаст благом! Если бы во время намаза беспокоился о других вещах, то что тогда с моим намазом?»
Абу Тальха аль-Ансари совершал намаз в собственном саду. В это время начала петь редкая птица. Птица искала выход, но не могла найти. Этот пейзаж понравился Абу Тальхе. И он в намазе погряз в беспечности, и сам того не подозревая начал наблюдать за птицей. Потом он опомнился и вернулся к намазу, но забыл, сколько ракаатов совершил. В связи с этим, словами «из-за этого имущество я уничтожил свою религию», он пришел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и объяснив ему о случившемся, сказал: «О посланник Аллаха, я пожертвовал этим садом во имя Аллаха. Распорядись им, как считаешь нужным».
Ибн Аббас сообщает: «когда я ослеп, мне сказали, что если я оставлю намаз на несколько дней, меня вылечат. Я ответил “нет”. Потому что посланник Аллаха сказал: “кто оставит намаз, он предстанет перед Аллахом с наказанием от Него”».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники вышли в поход Затур-Рика’. По время привала пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел Аббаду ибн Бишру и Аммару ибн Ясиру (да будет доволен ими Аллах) стоять на страже у перехода. Когда они добрались до места стрёма, Аммар уступил дежурство Аббаду и заснул. Аббад (да будет доволен им Аллах) начал дежурить. Как только он понял, что везде тихо, начал читать намаз. Один из многобожников, увидев его, выстрелил из лука в совершающего намаз Аббада. Стрела поразила сподвижника, но он не прервал намаз. Политеист решил, что промахнулся и выстрелил снова. Аббад (да будет доволен им Аллах) продолжал читать намаз. Тот выстрелил в него три раза, и тут проснулся товарищ. Многобожник увидев, что на стреме два человека взялся в бега. Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) увидел изливающегося кровью Аббада и спросил: «Субханаллах! Почему ты не разбудил меня, когда в тебя выстрелили в первый раз?» тот ответил: «я читал такую суру, что не мог прервать намаз!» Только человек, совершающий намаз добросовестно и переживающий все его сладости может дать такой ответ.
Великий сахаба Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) в молодости часто спал в мечети. В те времена все сахабы рассказывали свои сны посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды Абдулла увидел странный сон. Перед ним был колодец с огнем. Ангелы оставили его рядом с колодцем. Изнутри слышался голос горящих людей. Абдулла был свидетелем этого и прибегал к Аллаху. Он словно узнавал горящих. Затем появился еще один ангел и сказал ему: «ты не бойся». Он рассказал этот сон жене пророка Хафсе, а Хафса в свою очередь пересказала пророку. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Какой хороший человек Абдулла ибн Умар! Если бы он совершал и ночные намазы». После того как Абдулла услышал это, он начал мало спать по ночам и совершать поклонение. Абдулла ибн Умар уделял настолько большое внимание коллективному намазу, что если ему не удавалось совершать ночной намаз в общине, то всю ночь проводил в поклонении.
Из всего изложенного мы делаем вывод, что в мире сподвижников пророка не было наиболее важного поклонения, чем намаз и наиболее ценного поведения, чем намаз. Ради намаза они не противились жертвовать своими жизнями, имуществом и всем тем, что имели. Значит намаз настолько драгоценное, важное, сладкое и приносящее счастье поклонение, что можно пренебрегать своей жизнью, здоровьем и благополучием.
Islam-Today