Вопрос: Один из самых раскрученных имамов России, имам одной из мечетей Москвы, имя не буду называть, но все его знают и вы тоже, в прошлом году сказал, что из-за того, что день у нас очень длинный, то можно ифтар делать (заканчивать пост) по мекканскому времени. Я так до конца не понял, на что он опирается. Могли бы вы высказать свое мнение? (Виталий, Москва)
----------------------------------------------------------------------------
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Как религиозный термин слово пост («саум») означает воздержание от еды, питья и половой близости от восхода и до заката солнца, выполняемое с намерением совершения поклонения.
Слово «имсак» (время начала поста, после которого нельзя есть) означает препятствовать и удерживать себя от чего-либо.
Выражение «время ифтара» означает время окончания всех запретов, то есть время захода солнца.
В Коране о времени начала и окончания поста говорится:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187).
Выражение «белая нитка» указывает на момент начала рассвета, а выражение «черная нитка» означает темноту ночи.
Возвращаясь к вопросу, я скажу, что тот, кто заявляет, что пост можно прервать еще до наступления магриба (захода солнца), лишь по той причине, что по мекканскому времени пост завершен, совершенно не разбирается в фикхе и науке усуль (этот вопрос упомянут в книге по усулю "Усуль аш-Шаши" имама Низамуддина аш-Шаши, см. стр. 175-176).
Ведь сам Аллах в Благородном Коране говорит: "а затем поститесь до ночи", это также подтверждено сунной и иджмой (согласием) ученых. Нет смысла приводить цитаты из книг по фикху, так как если вы откроете любую книгу, любого мазхаба, то убедитесь, что все они говорят о том, что поститься следует от появления истинной зари (фаджр садык) и до захода солнца.
Да, эти люди опираясь на свою логику, пытаются доказать (свое мнение) тем, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники не постились больше 15 часов. Во-первых, время поста определенно Кораном, и многие столетия на наших землях были те, кто постился в течение того же времени (что и мы сейчас), но ни один из ученых прошлых времен не высказал подобного мнения. Во-вторых, не факт, что сподвижники (радыяллаху анхум) не постились дольше, ибо они разошлись с призывом к Исламу по многим странам. В-третьих, следуя их логике, что сахабы (радыяллаху анхум) не постились больше, мы можем добавить, что следовательно, они и не постились меньше, так почему же сторонники этого мнения не вспомнят об этом, когда пост у нас выпадает на зимнее время, и нам приходится поститься всего лишь 8 часов?
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов