Совершение дополнительных актов поклонения — это ключ к любви и близости к Аллаху. В дошедшем от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) риваяте посланник Аллаха ﷺ говорит: «Первым деянием раба, за которое будет произведен расчет в День воскрешения, будет намаз. Если в его намазе не будет изъяна, то расчет за другие вещи пройдет легко. Если же в его намазе будет недостаток, то Аллах скажет своим ангелам: «Нет ли у Моего раба совершенных им нафиля-намазов? Если имеются нафиля-намазы, то восполните ими недостатки в тех фарзах» (Абу Давуд, 864).
Нафиль-намазы надо совершать, когда ты бодр, радостен и здоров. Не надо заставлять себя совершать дополнительные поклонения, когда нет желания. В противном случае будет больше вреда, чем пользы. Иначе это будет противоречить заветам посланника Аллаха ﷺ. В дошедшем от Анаса (да будет доволен им Аллах) риваяте наш Пророк ﷺ сказал: «Когда кто-то из вас бодр и полон желания, пусть читает нафиль-намаз, а когда он уставший и расслабленный, пусть ложится и спит» (Бухари, «Тахаджуд», 18).
Поклонение, совершенное в это время суток, наиболее ценно
В дошедшем от ‘Аиши радыяллаху ‘анха хадисе сказано: «Если кого-то из вас во время совершения намаза одолеет сон, пусть полежит, пока не пройдет желание спать. Ибо тот, кто совершает намаз в полусонном состоянии, желая просить прощения у Аллаха, может сам того не осознавая, обругать себя или наслать на себя проклятие».
Иначе говоря, вместо того, чтобы произнести «Аллаахумма гъфирли» (Аллах мой, помилуй меня!), он может сказать «Аллаахумма ‘фирли» (Аллах мой, преврати мена в прах!). Если его дуа будет принята, то принесет ему больше вреда, чем пользы.
15 нафиль намазов: всё, что нужно знать о дополнительном поклонении
Для дополнительных актов поклонения не назначают определенного времени. То есть человек не делает для себя обязательным совершение этого ‘ибадата, заранее определив его время.
Не нужно налагать на себя обязательства совершать непосильные ‘ибадаты.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Самое любимое деяние перед Аллахом – пусть малое, но совершаемое постоянно».
В другом хадисе было сказано: «Кто станет совершать какой-либо ‘ибадат ради Аллаха, а затем, перестав, оставит его, тот подвергнет себя сильнейшему гневу Аллаха».
Надо остерегаться, чтобы не попасть под такое устрашение.
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»