Стресс – главное препятствие на пути к достижению спокойствия и умиротворения. Одной из самых действенных практик для избавления от стресса считают медитацию. По словам современных исследователей, медитация способна дать человеку душевное и физическое спокойствие, а также эмоциональную стабильность.
Можно соглашаться или не соглашаться с мнениями экспертов, однако мусульмане тоже часто подвержены стрессу. Есть ли в исламской практике инструменты, которые будут полезны для достижения эмоционального баланса и умиротворения? Об этом мы попытаемся ответить в нашей статье.
Что такое медитация?
Говоря о медитации, мы в первую очередь представляем себе монахов, сидящих в позе лотоса. Поэтому, в принципе, медитация кажется мусульманам чуждой традицией. Отчасти это верно, если судить о медитации по форме. Но если говорить о самой идее медитации, о ее содержании, ислам может предложить верующим немало практик, повторяющих смысл медитации и, самое главное, приводящих мусульман к довольству Аллаха.
Медитация лежит в основе мусульманской духовности, но ей, к сожалению, уделяют недостаточно внимания. Медитация – это искусство подчинения себя воле Аллаха. Это мастерство оставаться смиренным и удовлетворенным своим положением и постоянно осознавать могущество и волю Творца.
Это осознанная умственная деятельность. Все наши благочестивые предшественники практиковали медитацию в самых разнообразных формах. Они знали, что эти духовные практики обогащают их физические акты поклонения, такие как намаз, пост и зикр.
Самоотрешаясь в духовных практиках, мы осознаем, что не мы являемся хозяевами своей жизни и даже не в силах в полной мере контролировать свои силы. Мы практикуем осознанность.
Целью всех этих духовных практик является рост удовлетворенности своим положением. Основа духовных практик исламской медитации – зикр. Совершение зикра ведет к очищению сердца от греховных чувств и мыслей.
Далее мы рассмотрим различные исламские духовные практики, которые могут быть с успехом применены в качестве медитации.
1. Размышление (тафаккур).
Тафаккур – это размышление о величии Творца, о Его всесилии, щедрости, милости. Как часто в течение дня мы размышляем о безграничной милости Аллаха к нам? О Его могуществе? О Его щедрости?
Практика тафаккура крайне важна, потому что современный ритм жизни постоянно отвлекает нас. Душа каждого человека стремится к духовности. Ввиду отсутствия духовности в обществе, появилось такое философское определение как «экзистенциальный вакуум».
Если в двух словах, экзистенциальный вакуум – это необъяснимая пустота в жизни каждого человека. Эту пустоту человек заполняет развлечениями, пустой тратой денег, стремлением к популярности и славе. В действительности, ничто из этого не даст человеку осознания наполненности.
Экзистенциальный вакуум может быть заполнен только осознанием существования Творца и размышлением о Его величии. Такое размышление возвышает человека, приближая его к Аллаху. Тафаккур разрывает оковы, связывающие нас с этим миром.
После каждого фард-намаза посидите спокойно хотя бы пять минут. В спокойном сознании поразмышляйте о величии Аллаха и Его благах, которым он нас одаряет. Выразите чувство благодарности Аллаху. Это будет ваша медитация, не только наполняющая вас чувством удовлетворенности и благодарности, но и приближающая вас ко Всевышнему.
Уделяя время размышлению об Аллахе и вечной жизни, вы будете больше благодарить Аллаха за его блага и станете меньше переживать по поводу жизненных неурядиц.
2. Благодарность.
Каждый из нас практикует осознанную благодарность в той или иной мере. Возможно, мы видим увечность, немощность или бедность некоторых людей и в душе благодарим Аллаха за то, что он нам дал. Но выражать благодарность Аллаху нужно постоянно.
Умар бин Абдульазиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Размышление о милости Аллаха – лучший вид поклонения».
3. Уединение.
Пророк Мухаммад (мир ему) еще задолго до ниспослания пророчества практиковал уединение. Он имел обыкновение иногда уединяться в пещере Хира, размышляя о том, что происходит в его обществе.
Получив откровение, посланник Аллаха (мир ему) в конце каждого месяца Рамадан уединялся на десять дней и призывал к этому своих сподвижников.
Уединение начинается с безмолвия. Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое, либо молчит». Только в тишине мы можем услышать наши сердца.
Суфьян а-Саури сказал: «Безмолвие – основа поклонения». Практикуя молчаливую осознанность, мы качественно обогатим наш намаз и другие виды поклонения.
4. Зикр.
Зикр – самая распространенная духовная практика мусульманской медитации. Это повторение слов восхваления и возвеличивания Аллаха. К сожалению, мы часто выполняем зикр автоматически, не задумываясь. Совершая зикр с присутствием осознанности, мы качественно улучшим эту прекрасную практику.
10 благодеяний, которые можно совершить за одну минуту >>
5. Чтение Корана.
Чтение Корана тоже может стать медитативной практикой, которую мы можем выполнять даже в течение дня. Если вы столкнулись с трудностями, возьмите омовение и почитайте Коран.
Ни одна из упомянутых здесь духовных практик не может заменить собой обязательные акты поклонения. Их цель состоит в том, чтобы обогатить их и привести нашу духовную жизнь в равновесие.
7 главных советов для тех, у кого не остается времени на Коран >>
Islam-Today