Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Больше всего я боюсь, что вы впадёте в скрытое (малое) многобожие /ширк/».
Сподвижники спросили его: «А что такое скрытое (малое) многобожие, о Посланник Аллаха?»
На это он ответил:
«Скрытое многобожие – это совершение благого напоказ другим». Показуха /рия/ – это совершение поклонения напоказ.
В продолжении этого хадиса говорится:
«Когда в Судный день люди будут получать воздаяние, вознаграждение за свои дела, за свои поступки, за все то, что они совершали в этом мире, Всемогущий и Великий Аллах скажет тем, кто делал это, то есть тем, кто совершал благие дела напоказ, творил благодеяния, чтобы это видел и оценил кто-то из людей, им будет сказано: «Ступайте к тем, перед кем вы совершали это при жизни, и посмотрите, найдёте ли вы у них какое-нибудь воздаяние! Просите, чтобы они вам дали воздаяние за ваши благодеяния. Ищите вознаграждение у них».
Показуха, лицемерие – это плохая нравственная черта, которая лишает вознаграждения Аллаха за праведные дела, превращает благодеяния в плохие поступки, обесценивает их. Показуха – это то, что никак не сочетается с верой, несвойственно верующему человеку, несвойственно мусульманину.
Мусульманин не может совершать благодеяния напоказ, верующий мусульманин искренен и чистосердечен. Религия – это искренность, это то, что идет изнутри. Аллах требует от Своих рабов искренности в поклонении. А показуха в исламе рассматривается как черта лицемеров, только лицемерам присуще совершать благодеяния напоказ другим.
Наш любимый Пророк ﷺ предостерегал всех верующих от совершения деяний напоказ, так как это является малым ширком перед Всевышним Аллахом.
Мусульманин, несомненно, должен опасаться всякого ширка, держаться подальше от многобожия в помыслах, и держаться подальше от многобожия в делах. Сердце верующего должно быть связано лишь с Всевышним Аллахом.
У него должна быть очень крепкая связь со Своим Создателем. Он должен быть покорным только Аллаху, поклоняться только Ему, искать довольство лишь Своего Господа.
Вера – это искренность и чистосердечие. Там, где есть рия (показуха), там нет места искренности и чистосердечию. Пророк Мухаммад напоминает нам, что любое поклонение, любые благие дела должны совершаться ради довольства Всевышнего Аллаха. Какое бы поклонение мы не совершали, будь то намаз или другой вид поклонения. Посланник Аллаха ﷺ призывает нас творить благодеяния, посвящая их только Аллаху, совершая их исключительно ради Лика Всевышнего.
В начале каждого поклонения, каждого намаза мы говорим: «Я намерился совершить намаз ради довольства Всевышнего Аллаха». Мы не должны преследовать других целей. Не должны стремиться к чему-то другому. Единственная дозволенная цель – довольство нашего Господа. Единственная цель поклонения, будь то намаз или ураза – довольство Аллаха.
Все это мы совершаем, чтобы Наш Создатель был нами доволен. Такое намерение мы произносим в начале каждого поклонения, и мы никогда не должны упускать это из виду.
Мы знаем, что намерение очень важно в исламе. Намерение ставится выше человеческих деяний. Несомненно, все, что бы ни делал человек, оценивается по его намерениям, по намерениям, которые были у него в душе на тот момент, когда он совершал эти дела.
В хадисе сказано: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». А показуха – это прямо противоположное намерению. Поэтому очень важно осознать это.
Мы должны всячески остерегаться показухи в наших поклонениях. Поклонение не должно совершаться напоказ. Во взаимоотношениях с родными и близкими, знакомыми и коллегами, с близкими соседями, с дальними родственниками мы должны всячески избегать лицемерия и показушности, остерегаться этого всеми силами.
Намерение человека, которое он несет в своей душе, имеет огромное значение. Намаз – это вознесение (миградж) верующего, которое возвышает его над плохими поступками. Несомненно, намаз защищает человека от всяких вредных деяний. Но если в намазе присутствует показуха, то такая защита не работает.
Если мы держим уразу, но в нашем посте присутствует показуха, если мы стремимся к чему-то другому, а не к довольству Всевышнего, то они тоже не смогут нас защитить от плохих деяний, не могут стать щитом для нас. Если мы творим благие дела с лицемерием, то не станем из-за этого считаться праведными людьми. Мы должны прибегать к защите Всевышнего от всякого вида показухи и лицемерия.
Разбираемся в себе: чего не понимает об исламском пути большинство мусульман?
К сожалению, современный мир диктует нам свои правила, где первое впечатление создается по внешнему виду, и никого не интересует, что у тебя внутри. Внешность стала самой главной. Имидж. Вот на что обращают внимание. Имидж ценится больше, чем внутренний мир и намерения человека. Более того, имидж означает всё, остальное не имеет никакого значения.
Но Аллаху не важно, как мы выглядим, Он смотрит на нашу сущность, оценивает наши души и поступки: «Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, но смотрит на ваши сердца и дела».
Совершаем ли мы благодеяния искренне и от чистого сердца ради довольства Всевышнего или же ищем одобрение людей, преследуем какие-то другие цели, хотим получить признание, заслужить уважение. Обо всем этом известно Аллаху. На самом деле мы должны стремиться лишь к довольству Аллаха и ни к чему больше.
Мы не должны задаваться вопросом, что скажут люди, соседи, наши руководители на работе и так далее. Что скажет Мой Господь? Как я предстану перед Всевышним после этого поступка? Что я скажу в свое оправдание? Как бы отнесся к этому наш Пророк ﷺ? Вот те вопросы, которые должны нас волновать, когда мы совершаем благие дела. Мы всячески должны стремится к искренности в наших делах. Посланник Аллаха ﷺ подал нам в этом прекрасный пример.
Совершая последний хадж, он произнес следующую молитву: «Сделай мой хадж чистым от показухи и от желания достичь славы».
Так и мы должны прибегать к защите Всевышнего Аллаха от всякой показухи и лицемерия. Пусть наши благодеяния будут защищены от показухи и лицемерия.
Транскрипция: «Аллаахумма инни а‘уузубикя миналь-‘аджзи, валь-касали. Ва а‘уузубикя миналь-факъри, валь-куфри, валь-фусукъи, ваш-шикакый, ван-нифакый, вас-сум’ати, вар-рийаъ».
Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости и лени. И я прибегаю к Твоей защите от нищеты, неверия, нечестия, несчастия, лицемерия, позора и показухи».
Да услышит Аллах наши молитвы!
Гульназ Ситдикова