Аравия во времена пророка Мухаммада ﷺ была страной без какой-либо центральной власти. Это была страна, далекая от цивилизованных народов того времени. Пророк Мухаммад ﷺ стал распространять ислам, призывая людей отвернуться от поклонения идолам, а поклоняться лишь Всемогущему Аллаху – Господу Миров.
Пророк ﷺ разослал письма к правителям разных стран мира с призывом принять ислам. Некоторые письма были встречены положительно, а другие – жестко отклонены.
Во многих случаях с посланниками Пророка ﷺ плохо обращались и оскорбляли. Но Пророка ﷺ не беспокоился. Он призывал людей на правильный путь, и некоторые неудачи не могли удержать его от распространения ислама.
Согласно одному из преданий, Абу Суфьян, один из лидеров племени курайшитов и заклятый враг Пророка ﷺ, находился в поездке в Константинополе, когда письмо с призывом Пророка ﷺ достигло Ираклия, византийского императора Восточной Римской империи. Ираклий в то время находился при своем дворе в Константинополе, празднуя свою победу над персами.
Читайте также: Крымский полуостров как предмет противостояния Византии и Тюркского каганата в VII веке н.э.
Ираклий прочитал письмо через переводчика, а затем попросил людей при своем дворе узнать, есть ли в городе кто-нибудь, знавший Пророка ﷺ. Абу Суфьяна со своими товарищами привели ко двору.
Император спросил Абу Суфьяна: «К какой семье принадлежит Мухаммад?»
«К благородной», – ответил Абу Суфьян.
«В его роду были правители?», – спросил Ираклий.
«Нет», – ответил Абу Суфьян.
«Бедны или богаты люди, принявшие его религию?» – снова спросил Ираклий.
«Они бедны», – ответил Абу Суфьян.
Ираклий теперь проявлял все больший интерес и продолжал задавать вопросы.
Его следующий вопрос был: «Его последователей становится больше или меньше?»
«Они увеличиваются», – коротко ответил Абу Суфьян.
«Вы видели, что он когда-либо лгал?», – спросил Ираклий.
«Нет», – признался Абу Суфьян.
«Он когда-нибудь шел против своих соглашений?», – еще раз спросил Ираклий.
«Скоро это узнаем. Посмотрим, выполнит ли он новое соглашение, заключенное между нами и им», – пространно ответил Абу Суфьян.
«Вы когда-нибудь сражались с ним?», – спросил Ираклий.
«Да», – ответил Абу Суфьян.
«Каков был результат?», – спросил Ираклий, интересуясь все больше.
«Иногда мы побеждали, иногда он», – ответил Абу Суфьян.
«Чему он учит?», – спросил Ираклий.
«Поклоняйтесь Единому Богу и не приобщайте к Нему сотоварищей. Совершайте свои молитвы, будьте целомудренны, говорите правду и сохраняйте добрые отношения со своими родственниками», – ответил Абу Суфьян, даже удивившись своему собственному ответу, поскольку это звучало так, будто он проповедовал ислам.
Ираклий встал и сказал: «Если все, что ты сказал, правда, то я уверен, что Царство этого Пророка достигнет того места, где я стою. Я был уверен, что придет Пророк, но я не знал, что он родится в Аравии». Однако, опасаясь потерять трон, он отверг призыв пророка Мухаммада ﷺ принять ислам.
Именно так Пророк ﷺ распространял ислам. Он производил на людей впечатление своей правдивостью, честностью, благородным характером и преданностью служению Аллаху. Он не принуждал людей к принятию ислама под угрозой ведения войн и не принуждал людей к принятию ислама силой меча. Он сражался лишь тогда, когда враги вели против него войну.