Не секрет, что Коран является чудом Всевышнего Аллаха. Это подтверждается тем, что для передачи какого-либо посыла, используется тот или иной стилистический инструмент. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.
1. Повествования в Коране
Коран содержит в себе большое количество повествований, которые в Коране называются историями (кысас, الْقَصَصِ)
«Мы рассказываем тебе самый прекрасный рассказ…» (Сура Йусуф, аят 3)
Эти рассказы, которые иллюстрируют и подчеркивают важные аспекты послания Корана, выполняют свои функции различными способами. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных моделей:
* Объяснение основной идеи Ислама
* Утверждение главного руководства и напоминание
* Укрепление вероубеждения Пророка (мир ему) и верующих
* Напоминание о Пророках прошлого и их жизни
* Указание на правдивость миссии Пророка Мухаммада (мир ему)
* Приведение аргументов против оппонентов Ислама
Что касается содержания этих повествований, то, в широком смысле, можно выделить следующие три вида:
Истории о Пророках и Посланниках Аллаха (мир им), их призыве, преследованиях со стороны язычников и т.д., например, повествования о Пророках Нухе, Мусе, Исе и многих других.
Коранические истории о других важных с религиозной точки зрения личностях и событиях. Например, люди пещеры, мудрец Лукман, Зуль-Карнайн.
Повествования о событиях, произошедших с Посланником Аллаха (мир ему): Битвы при Бадре, Ухуде или Хандак, а также Ночное путешествие (Исра валь-Миградж)
2. Сравнения в Коране
Еще одним стилистическим инструментом, часто используемым в Коране, являются сравнения или «примеры» (масал مثل). Они используются для того, чтобы объяснять определенные истины или приводить важные моменты сообщения, сравнивая его с чем-то известным или описывая его в изобразительной форме.
Одни из примеров – 17-й аят суры ар-Раад (Гром): «Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах».
3. Обращения посредством слова «Скажи» (قُل)
Более 200 обращений в Коране начинаются со слова «Скажи» (قُل куль), которые предназначаются Пророку (мир ему) как указание необходимости обратиться к людям в какой-то конкретной ситуации, в качестве ответа на какой-то конкретный вопрос или для разъяснения правового положения.
Вот некоторые примеры:
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха» (Сура ат-Тауба, аят 51)
«Скажи: «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том, что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?» (Сура аль-Маида, аят 59)
«Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (Сура аль-Анфаль, аят 1)
4. Клятвы в Коране
Во многих места Корана Всевышний Аллах клянется теми или иными явлениями. Функция этих клятв состоит в том, чтобы усилить и поддержать аргумент и рассеять сомнения в умах слушателей. В арабском тексте эти отрывки часто начинаются словом «ва» или словосочетанием «ла уксиму» (أُقْسِمُ), что переводится как «Воистину клянусь».
Некоторые примеры:
Иногда Всевышний Аллах клянется Самим Собой: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Сура ан-Ниса, аят 65)
В других случаях Всевышний Аллах клянется различными природными и астрономическими явлениями: «Клянусь солнцем и его утренним сиянием! Клянусь луной, когда она следует за ним! Клянусь днем, когда он делает его (солнце) ясным! Клянусь ночью, когда она скрывает его (солнце)! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик» (Сура аш-Шамс, аят 1-7)
«Нет, клянусь этим городом!» (Сура аль-Балад, аят 1)
Однако мусульманам предписано клясться исключительно Именем Всевышнего Аллаха и ничем иным.
Islam-today