Хан Ядыгар-Мухаммед (1522–1565), также известный в русских источниках как Едигер Касаевич, оказался на казанском престоле в марте 1552 года. Он правил меньше года, однако, благодаря последующим драматическим событиям, вошел в историю как последний казанский хан.
Его отец – хан Касим являлся правителем Астраханского ханства, внуком хана Большой Орды Ахмата, их родовая ветвь происходила от золотоордынского хана Кичи-Мухаммеда. Именно проиграв в борьбе за золотоордынский престол Кичи-Мухаммеду, его предшественник хан Улу-Мухаммед был вынужден покинуть Сарай, а затем основал отдельное Казанское ханство.
Мы привыкли рассматривать средневековое общество через призму современных национальных отношений. Однако это был другой период – время феодальных взаимоотношений, когда еще не было национальностей и национальных государств в современном понимании.
Так многие татарские царевичи, со своими подданными могли спокойно наниматься на службу к московскому великому князю и в том числе участвовать в походах против татарских ханств. За эту службу им давались в удел русские города, земли с крестьянами. Для того времени эта была обычная практика.
Например, тот же царевич Ядыгар-Мухаммед с 1542 года находился на службе у московского князя, в 1550 году даже участвовал в русском походе на Казань, а позже ушел к ногаям. В марте 1552 года казанский бек Чапкын Отучев пригласил его ханом на казанский престол и таким образом он оказался в Казани.
Казанское ханство: истоки и падение
Во время падения Казани 2 (12) октября 1552 хан Ядыгар-Мухаммед был пленен и вывезен в Москву. В 1553 году он был крещен в православие под именем Симеон. В 1554 году ему в удел был пожалован город Звенигород.
Немного времени спустя, в 1556 году Московское государство также подчинило своей власти Астраханское ханство, лежавшее дальше вниз по Волге. До тех пор, пока русские вели большие войны с этими обоими ханствами, их взоры были обращены на Восток. После их падения Московское государство обратило свои взоры на Запад и стало вести воины со своими западными соседями, прежде всего с Ливонией.
Предлагаем вашему вниманию выдержку из «Ливонской летописи» Бальтазара Рюссова (ок.1540–1600), ливонского хрониста, пастора церкви Святого духа в Ревеле (ныне Таллин). Этот источник ценен тем, что Бальтазар Рюссов является современником данных событий и летопись отражает европейский взгляд на падение Казанского ханства, она также дает некоторую информацию о Ядыгар-Мухаммеде после его пленения.
Как уже было сказано ранее после падения Казанского и Астраханского ханств русские обратили свой взор на Запад – началась долгая Ливонская война. В 1560 году русским удалось пленить магистра ливонского ордена Вильгельма Фэрстенберга и других видных дворян.
Вот что об этом пишет Рюссов в своей летописи и дает нам другую интересную информацию о Ядыгар-Мухаммеде:
«Когда пленного, престарелого, благочестивого господина Вильгельма Фэрстенберга и других дворян и многих спутников их привезли в Москву ради триумфа и зрелища, то два пленные татарские царя, а именно казанский и астраханский, должны были смотреть на этот пышный триумф.
Один из них (на самом деле был пленен лишь казанский хан Ядыгар, а астраханский хан Дервиш-Али смог убежать к турецкому султану – прим. автора)» плюнул на ливонских немцев, когда их проводили мимо, и сказал: «По делом вам, немецкие собаки: вы сами первые подали московиту (русским – прим. автора) в руки прут, которым он нас сек; теперь он этим прутом сечет вас самих!»
Татарский царь хотел указать на то, что порох и свинец, и различные боевые принадлежности привозились из Германии. Немецкие и ливонские купцы в изобилии продавали их московиту; теперь он мог этими снарядами подчинять себе их самих и другие народы».
Таким образом падение Казанского ханства было обеспечено западноевропейскими технологиями, а Ядыгар-Мухаммед до конца своей жизни сокрушался об этом событии.
Ислам как стержень народной культуры в Казанском ханстве