«О, верующие! Не берите своих отцов и братьев в помощники (не будьте близки с ними), если они предпочли вере неверие. И кто возьмет их себе в помощники, те – несправедливые. Скажи (о, Мухаммад): «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, родственники, приобретенное вами имущество, торговля, в которой вы боитесь понести убытки, и дома, которые вы обжили (и любите), – все это более любимо вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите приказа Аллаха (это угроза в их адрес). И Аллах не наставляет (на истинный) путь нечестивых людей» (Ат-Тауба, 23-24).
Кельби говорил, что когда посланник Аллаха (с.а.с.) приказал мусульманам переселиться в Медину, то некоторые из них, оповестив об этом своих родителей, братьев и жен, не спрашивая у них разрешения, сразу же исполнили повеление посланника Аллаха (с.а.с.).
Тогда как некоторым другим члены их семьи сказали: «Ты оставляешь нас здесь без средств существования и без защиты. Мы пропадем здесь». И эти люди из чувства сострадания к своим семьям остались в Мекке, отказавшись переселяться в Медину.
И тогда были ниспосланы эти аяты в качестве порицания тех, кто отказался совершить хиджру [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 169].
Это интересно! Читайте также: Уроки хиджры, которые будут актуальны всегда
В риваяте, переданном от Муджахида, сообщается, что данные аяты были ниспосланы в отношении Аббаса ибн Абдульмутталиба и Талхи из рода Абдуддар.
В соответствии с этим риваятом, когда им было приказано совершить хиджру, они сказали: «Мы не будем переселяться». Объясняя причину своего отказа, Аббас сказал: «Я обеспечиваю водой паломников».
Талха же в свое оправдание сказал: «Я являюсь хранителем Каабы (у меня находятся ключи от Каабы)». И тогда были ниспосланы эти аяты [Табери, Джамиуль-Байан, 10/69].
В риваяте, переданном от Мукатиля, сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении девяти человек, которые, совершив вероотступничество, примкнули к мекканским многобожникам, и с ниспосланием этих аятов верующим было запрещено питать к этим людям дружеские чувства.
В риваяте, переданном от Абу Джафара и Абу Абдуллаха, сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении Хатиба ибн Абу Балта, который, когда посланник Аллаха (с.а.с.) готовился к завоеванию Мекки, сообщил мекканцам об этих приготовлениях.
И хотя Фахруддин ар-Разы считал этот последний риваят проблемным, объясняя это тем, что данная сура была ниспослана уже после завоевания Мекки, тем не менее это не является препятствием для того, чтобы некоторые аяты этой суры были ниспосланы до завоевания Мекки.
Так как из слов о том, что эта сура была ниспослана уже после завоевания Мекки, также может следовать, что после завоевания Мекки была ниспослана большая часть этой суры.
Актуально! Читайте также: Завоевание Мекки: урок прощения обидчиков
С другой стороны, даже если этот аят был ниспослан уже после завоевания Мекки по вышеуказанным причинам, то выражение «эти аяты были ниспосланы в отношении Хатиба ибн Абу Балта» вполне может подразумевать тех людей, которые похожи на Хатиба ибн Абу Балта в своих поступках, и хукм этих аятов распространяется и на них в том числе [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/70].
Что касается риваятов, связанных с причиной ниспослания аята «О, верующие! Не берите своих отцов и братьев в помощники (не будьте близки с ними), если они предпочли вере неверие», то самым странным из них является риваят, в котором говорится, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Бакра.
Абу Сулейман ад-Димашки рассказывал, что, когда курайшиты, несмотря на заключенное с посланником Аллаха (с.а.с.) соглашение, оказали помощь племени Бану Бакр, которое воевало с племенем Хузаа, то представители племени Хузаа пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросили у него помощи.
Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал сахабам готовиться к оказанию военной помощи племени Хузаа. Тогда Абу Бакр сказал посланнику Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Неужели мы окажем им помощь против нашего народа?».
И тогда в ответ на этот вопрос был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/413].