Почему Бухара имела особый престиж среди российских мусульман?

В XVIII–XIX веках повышение социального и религиозного статуса Бухары в мусульманском обществе в России во многом объяснялось священным статусом, которым Средняя Азия уже пользовалась, и это было очевидно в татарских и башкирских легендах, генеалогиях и суфийских традициях.

Священные узы между Средней Азией и российскими мусульманами имеют глубокую древность. Более того, суфийская традиция, которая в значительной степени зародилась в Средней Азии, пронизывала исламскую практику татар и башкир. Особое внимание уделялось суфийским ритуалам, паломничеству (через Среднюю Азиию), которые также были важными факторами в укреплении связей между Средней Азией и мусульманскими общинами России.

После монгольских завоеваний тесные политические, этнические и родственные связи между Волго-Уральским регионом и Сибирью, с одной стороны, и Средней Азией, с другой, послужили усилению суфийского наследия Бухары среди российских мусульман.

Религиозные и особенно суфийские концепции составляли основу священного статуса Бухары среди мусульман в России, вдобавок меняющиеся экономические и культурные взаимоотношения между выходцами из Средней Азии и российскими мусульманами в XVIII–XIX веках еще больше усилили эти связи.

Еще во время Первой мировой войны православный русский миссионер в Сибири, Иоанн Петров, жаловался на необычайное религиозное влияние и власть сибирских бухарцев над коренными сибирскими татарами. Этот миссионер, причину этого влияния и авторитета видел в политике российского государства, которая в свое время предоставила широкие привилегии предкам этих сибирских бухарцев. Он утверждал, что повышение их правового и социального статуса привело к росту их религиозного авторитета среди сибирских татар.

Старая Бухара глазами татарского путешественника
Во время своих многочисленных путешествий Абдурашиду Ибрагимову удалось побывать в Бухаре несколько раз. В свое время это место было светочем знаний и пользовалось большим уважением среди мусульман.
28.04.2021
1852

На самом деле, уже в 1590-х годах московская политика стимулировала торговлю со Средней Азией, и эта политика была вновь подчеркнута, начиная с царствования Петра Великого (годы правления 1689–1725 гг.) и сохранялась до правления Николая I (годы правления 1825-1855 гг.).

До XVIII века эта торговля в основном велась через Сибирь и Астрахань по торговым путям, которые сформировались задолго до русских завоеваний. Расширение торговли со среднеазиатскими ханствами также была одной из политических амбиций Петра I, и он смог реализовать свои многочисленные инициативы, в числе которых перенос торговли между Средней Азией и Россией на ряд российских форпостов на северной окраине казахских степей.

Одним из методов привлечения среднеазиатских караванов было предоставление им щедрых привилегий, в результате чего среднеазиатские купцы вошли в число самых привилегированных сословных групп во всей Российской империи.

На самом деле московские власти начали предоставлять эти привилегии бухарцам в Сибири в начале XVII века, но в XVIII веке они распространились практически на всех среднеазиатских купцов, живших в Оренбурге, Петропавловске, Семипалатинске и других поселениях вдоль российской границы с казахской степью.

Поселение богатых и влиятельных выходцев из Средней Азии в России и увеличивавшийся поток татарских купцов в Среднюю Азию усилили контакты между группами. Более того, распространение существенных привилегий на торговцев из Средней Азии в XVIII веке произошло в то время, когда российские власти в значительной степени уменьшали привилегии коренных мусульманских элит в Волго-Уральском регионе, тем самым увеличивая контраст между соответствующими группами мусульман. 

XVIII век был периодом крушения старых татарских феодальных элит и подъема татарского торгового капитала. Однако падение статуса и привилегий коснулось не только дворян, но и многих крестьян. Начиная с петровской эпохи, ранее платившие дань общины мусульманских крестьян становились государственными крестьянами или переселялись и обременялись новыми трудовыми повинностями.

В 1713 году мусульманское дворянство было лишено права владеть крепостными и часто вообще теряло свой дворянский статус. Точно так же многие служилые татары утратили свое привилегированное положение и были превращены в особую сословную группу лашманов. Таким образом, они стали рабочей силой при Адмиралтействе.

Трудовые обязанности этой сословной группы были очень сложными и включали вырубку деревьев и строительство военно-морских судов. Во многих отношениях XVIII век можно считать поворотным моментом в социальной истории татар.
Престиж Бухары также проявился в сильном влиянии материальной культуры Средней Азии.

В среду российских мусульман XVIII–XIX веков стала проникать среднеазиатская мода, что стало дополнительным свидетельством нового повышения социального и экономического статуса Бухары, а также и без того значительный и доминирующий религиозный статус города.

Тарих-и Барангави: самая большая дореволюционная татарская рукопись
Тарих-и Барангави дошел до нас в одном полном и двух неполных экземплярах. Все они хранятся в Казани в архиве Института языка, литературы и искусства при Академии наук Татарстана.
24.06.2021
1816

В этот период неудивительно, что российские мусульмане подражали жителям Средней Азии. В их среде культивировалось сильное подражание бухарской одежде, еде, косметике и многим другим аспектам материальной культуры, чему способствовала расширенная торговля с Бухарой и другими городами Средней Азии. Демонстративное потребление среднеазиатских товаров придавало их потребителям социальный и религиозный престиж.

Основные источники:

Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.

Социальные комментарии Cackle